![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
После фундаментальной работы Р. Беллы «Гражданская религия в Америке» (1967) под гражданской религией обычно понимают «институциализированный в [гражданском] сообществе набор представлений, символов и ритуалов, относящихся к священным вещам», который имеет нечто общее с «настоящими» религиями (в случае США, естественно, с христианством), но в то же время существенно отличается от них, включая элементы сугубо светских идеологий и / или политических доктрин. При этом эксплицитно или имплицитно предполагается, что американское гражданское общество формировалось преимущественно благодаря и в соответствии с американской гражданской религией. После распада СССР тема гражданской религии и ее вероятных перспектив в постсоветских (в том числе, российских) реалиях довольно часто привлекала внимание исследователей и получала разные интерпретации и оценки; тем не менее вплоть до самого недавнего времени научные изыскания подобного рода носили преимущественно умозрительный характер. Однако в последние пять лет о российской гражданской религии заговорили уже как о реальном феномене, оказывающим непосредственное и довольно глубокое влияние на политические процессы, общественное сознание и гражданское общество (работы Р. Лункина, А. Пичугина, К. Говоруна, А. Кураева, К. Лученко и др.). Соответственно, возникает необходимость соотнести имеющиеся на данный момент концептуализации «российской гражданской религии» как между собой, так и с «идеальным типом», зафиксированным Р. Беллой, а также осуществить критический анализ некоторых утверждений, касающихся возможных перспектив функционирования и развития (так или иначе понимаемой) «гражданской религии» в условиях современного российского общества, прежде всего в свете принятых в 2020 г. Поправок к Конституции РФ.