ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В свое время Кант совершил антропологический поворот, указав на место и значение вопроса о человеке среди прочих вопросов философии. Однако в той работе он не указал – хотя вполне вероятно, что сам он осознавал то, что не было проговорено – на основу основы вопросов философии. Основа вопроса о человеке (ровно как и любого другого вопроса) – сам человек. В докладе мы рассмотрим примеры ухода от человека как основы вопроса о нем самом, чтобы избегнуть их в дальнейшем. Несмотря на простоту приведенного утверждения, часто мы переходим границу человека в попытке ответить на вопрос о нем, что приводит к возникновению самых разных концептов вокруг самых разных идей, которые из-за неосознанной и обреченной на неудачу попытки совершить невозможное – перестать быть человеком – становятся лишь хрупкими предположениями или даже верой. Иногда мы вспоминаем об этом, и рождается в хорошем смысле слова человеческое, как, например, призракология. А иногда забываем и говорим о животных, богах, или Боге так, будто мы ими стали, чтобы по-человечески заглянуть внутрь себя и, став снова человеком, описать, как мы со всем этим соотносимся. На самом же деле, все такие попытки обречены на провал по, как минимум, двум причинам: невозможности переставать быть человеком и ставить какие-либо вопросы, не будучи им; и проговаривание в этих случаях созданных нами индивидуальных призраков.