![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В докладе анализируется роль мусульманской общины в колониальном управлении и процессах в Центральной Азии. Так, с присоединением региона, развертыванием геополитического соперничества в Большой игре мусульмане Центральной Азии стали проводником российской власти на местах, а не были только теми, кто проявлял сопротивление [1]. Колониализм в его российском варианте, столкнулся не просто с феноменом естественных границ, но и с тем, как новая культура, составляющей которой являлся ислам, реагировала на присутствие царской власти в регионе. При этом следует отметить различие форм самого ислама в Центральной Азии, и то, какую роль он играл в жизни каждого из обществ. В этом контексте интересным представляется анализ джадидизма – обновленческого движения в исламе, тесно связанного с попыткой привнести европейское просвещение в его российском варианте в местную систему образования. Однако если джадидизм стал объективной реакцией со стороны мусульманской общины на новые веяния, то сами мусульмане вошли в состав империи в качестве инородцев, людей, не исповедующих христианство, что во многом укрепило их колониальный статус [2]. Таким образом, в работе будет предпринята попытка проанализировать многосторонние процессы в XIX в., связанные как с бытностью мусульманской общины, так и с её эволюцией в период вхождения региона в состав Российской империи.