ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Возрождение в конце 1980-х гг. храмостроительства в России, вызванное изменением политического курса государства, повлекло за собой не теряющую по сей день актуальности проблему обновления выразительного языка современной храмовой архитектуры и поиска оптимального соотношения традиционного и новаторского в проектировании православных храмов. Проблематика традиций и новаций в современном храмостроительстве разработана крайне недостаточно. Внимание исследователей направлено преимущественно на стилистический анализ и систематизацию уже осуществленных проектов, выявление и классификацию стилевых закономерностей современной храмовой архитектуры России. Теоретические установки и нереализованные проекты архитекторов, а также материалы архитектурных конкурсов, демонстрирующие различные результаты поиска актуальных методов формообразования, остаются в стороне. Копирование исторических форм и обращение к методам стилизации середины XIX века признается наиболее верной стратегией, отход от которой в сторону поиска новых методов формообразования если и удостаивается внимания, то получает сдержанно-негативную оценку. Между тем, искусствоведческий анализ и критика именно новаторских, а не ретроспективных, проектов представляет наиболее важный и перспективный в контексте обозначенной проблемы аспект. Возведенные за последние тридцать лет храмы демонстрируют различные варианты сопряжения традиционного и новаторского: буквальное следование древнерусским образцам, интерпретация очищенных от второстепенных деталей форм и объемно-пространственных композиций, постмодернистская трактовка выразительных средств культового зодчества в сочетании различных исторических стилей с приемами современной архитектуры. Ретроспективное направление является доминирующим, но в ряде случаев увлечение авторов стилизацией и эклектикой, за которыми теряется логика формообразования, находится на грани китча. В то же время большинство оппозиционных историзму новаторских проектов отмечены отсутствием необходимой органичности и целостности образа в принудительном соединении двух разных архитектурных парадигм. Московское творческое объединение «Квадратура Круга» (Даниил Макаров, Иван Земляков, Филипп Якубчук) – одно из наиболее ярких в современной храмовой архитектуре. Творчество коллектива, направленное на разработку актуального языка культовой архитектуры, демонстрирует интересный вариант сочетания традиционных образов с новой выразительностью. Большинство идей «Квадратуры Круга» на сегодняшний день находятся в состоянии проектов, наиболее значимые из которых будут проанализированы в докладе. Не нарушая цельности и поэтики образа храма, архитекторы соединяют традиционные и новые материалы, архитектурные мотивы древнерусского зодчества с современными средствами формообразования, задействуют тактильно-чувственное восприятие формы и пространства. Анализ образно-художественных, объемно-пространственных и функционально-планировочных аспектов проектов позволяет определить архитектурные идеи «Квадратуры Круга» в качестве перспективной стратегии развития храмового зодчества.