ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Создаваемые географией характеристики отличаются повышенной эмоциональностью и привлекательностью и способствуют более глубокому и результативному процессу обучения. Образ как инструмент познания территории, основанный на определенной абстракции, «объективизируется» эрудицией лектора, его аналитическими и творческими способностями, игрой воображения. Наиболее интересен поиск уникальности, наиболее труден – обобщений. В XXI в. большое значение имеет раскрытие территориального духовного потенциала: черт ментальности населения (В.О. Ключевский, Н.А. Бердяев), богатства традиций. Особое внимание географии религий: формирование границ государства, монастыри как ядра формирования поселений, роль выдающихся духовных центров мира и России. Новым в отношении природных характеристик является формирование эмоционально-ценностного отношения к объектам природного наследия для недопущения негативных изменений, происходящих под влиянием хозяйственной деятельности. Географическое знание логически рождается от прошлого к настоящему, от фактов к обобщениям, от материального к духовному, от разума к чувству, от рационального к эмоционально-образному и определяет значимость изучаемого объекта. География сконструирована временем. Классическое восприятие территории дополняется анализом «полюсов экономического роста» согласно теории эффективной пространственной структуры (Ф. Перру), дающей представление о законах формирования центров и ареалов экономического пространства, поднявшихся «на дрожжах» наиболее эффективных факторов развития (наукограды, технополисы, иннополисы и др.). Оригинальность применяемых форм может быть достигнута, не прибегая к языку цифр: карты-анаморфозы, ассоциации («город, поднявший Россию на дыбы»), роль экономико-географического положения («макушка Европы»), легенды, формирующие восприятие объектов (о Кавказе, Байкале), тесты и анкетирование, время как один из главных образов пространства (Мангазея) и др. Однако «образы» - это только дополнительный инструмент анализа, оживляющий, подчас, сухость традиционных экономико-географических характеристик, но не заменяющий их. На круглом столе предлагается познакомить аудиторию с новейшими статистическими источниками, материалами и сайтами и методами их анализа. Материалы лекции могут быть полезны для раскрытия отдельных тем регионоведческого характера в курсах социально-экономической географии России (9 класс) и социально-экономической географии мира (10 класс)