ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Автомобильная отрасль в настоящее время выбрасывает в атмосферу четверть объема углекислого газа и более 40% оксидов азота, а также является одним из основных источников твердых взвешенных частиц [1]. Ситуация обостряется непрерывным ростом числа автомобилей [2] и привлекает внимание ученых, врачей, политиков и экоактивистов. Данный вопрос также интересен бизнесу, так как проблема лежит на стыке отраслей промышленности, энергетики и транспорта и требует инновационных решений. В данной работе мы постарались проследить трансформации, происходящие в автомобильной отрасли (изменения в предложении) и на рынке легковых автомобилей (изменение запросов потребителей). Более подробно мы рассмотрели динамику перехода на легковые автомобили на альтернативных источниках энергии: гибридные автомобили, электромобили, автомобили с водородным топливным элементом (ТЭ), автомобили на сжатом природном газе (метане) или биотопливе. Изучили удобство эксплуатации, экологичность и экономическую эффективность «зеленых» автомобилей. Подводя итоги, разобрали особенности российского рынка альтернативных автомобилей с учетом характерных для страны социо-эколого-экономических факторов. Крупные автопроизводители выпускают на рынок различные типы альтернативных автомобилей, но переход потребителей на них сдерживается неразвитостью инфраструктуры для заправки и ремонта, а также неотработанностью технологии в целом. В процессе исследования мы также обнаружили наличие информационного барьера при покупке – некоторые типы экологичных автомобилей, за исключением гибридов и электромобилей, не встречаются ни на сайтах-агрегаторах, ни на официальных сайтах. Эта особенность – источник неосведомленности потребителей о наличии разнообразных типов альтернативных автомобилей. Мы сравнили стоимость различных типов экологичных автомобилей на примере рынка Германии и пришли к выводу, что наиболее дешевыми остаются гибридные автомобили, далее по возрастанию цены следуют электромобили, автомобили на природном газе и топливе Е85 (смесь 85% этанола и 15% бензина). Наиболее дорогими остаются автомобили с водородным ТЭ. При этом на стоимость владения альтернативным автомобилем влияют не только цена, но затраты на топливо (наиболее выгодными в Европе являются электроэнергия и водород), климатические условия и даже характер управления автомобилем. Более того, водители экологичных автомобилей с меньшей вероятностью попадают в аварии, но проезжают за год больше, чем владельцы автомобилей с бензиновым или дизельным двигателем внутреннего сгорания (ДСВ). Это означает, что для введения страховыми фирмами льгот клиентам с экологичными транспортными средствами, необходимо контролировать годовой пробег [3]. С точки зрения готовности платить, предпочтения относительно экологичных автомобилей значительно ниже автомобилей с ДВС. При отмене транспортного налога готовность платить увеличивается значительнее, чем при предоставлении преференций водителям экологичных автомобилей (например, бесплатная парковка) [4, 5]. С точки зрения повседневного использования наиболее удобными считаются гибридные автомобили. Среди преимуществ биодизеля и биоэтанола выделяют возможность их использования в смеси с нефтяным топливом без необходимости изменения силовой установки автомобиля [6]. А автомобили на метане менее остальных зависимы от климатических условий. С точки зрения выбросов парниковых газов в атмосферу в течение всего жизненного цикла электромобили являются одним из наиболее экологичных видов транспорта, но это верно лишь при условии получения электроэнергии из возобновляемых источников [7], а ситуация осложняется тем, что производство и переработки аккумуляторных батарей для электромобилей связаны с дополнительным загрязнением тяжелыми металлами не только воздуха, но также почвы и водоемов вблизи фабрик [8]. В России на 2019 г. 63% электричества производится тепловыми электростанциями [9], поэтому распространение электромобилей в РФ лишь переложит часть ответственности за загрязнение воздуха на отрасль энергетики. Внедрение автомобилей на природном газе сократит выбросы CO2 незначительно, но позволит сократить содержание в выхлопных газах взвешенных частиц до 90% [10]. Обращая внимание на перспективы развития «зеленых» автомобилей в РФ следует выделить следующие сдерживающие факторы: • зависимость экологичных автомобилей от погодных условий, что затрудняет их эксплуатацию в зимнее время, • большая территория, требующая развитой инфраструктуры заправочных станций и автосервисов, • слабая осведомленность населения об автомобилях на альтернативных источниках энергии, • отсутствие государственной поддержки и стимулирования населения и бизнеса в сфере развития экологичного автотранспорта. Таким образом, учитывая, что в России велики запасы природного газа, автомобили на метане, которые к тому же менее всего чувствительны к климату, могут стать хорошей альтернативой автомобилям с ДВС на первых этапах экологизации отечественного рынка автомобилей. Источники 1. Air pollution sources. European Environment Agency. 2019. URL: https://www.eea.europa.eu/themes/air/air-pollution-sources-1 (дата обращения: 06.02.2020). 2. Production Statistics. OICA. 2019. URL: http://www.oica.net/category/production-statistics/2019-statistics/ (дата обращения: 22.02.2020). 3. Huang J., Wang K. Are green car drivers friendly drivers? A study of Taiwan’s automobile insurance market // The Journal of Risk and Insurance. – 2019. – Vol. 86. – № 1. – P. 103–119. 4. Hackbarth A., Madlener R. Consumer Preferences for Alternative Fuel Vehicles: A Discrete Choice Analysis // FCN Working Paper. – 2011. – № 20. – P. -49 5. Hoen A., Koetse M. A choice experiment on alternative fuel vehicle preferences of private car owners in the Netherlands // Transportation Research. – 2014. – Vol. 61. – Part A. – P. 199-215. 6. Biodiesel Handling and Use Guide (Fifth Edition). U.S. Department of Energy. Office of Energy Efficiency & Renewable Energy. 2016. URL: https://afdc.energy.gov/files/u/publication/biodiesel_handling_use_guide.pdf (дата обращения: 16.04.2020). 7. Global EV Outlook 2019. International Energy Agency (IEA). 2019. URL: https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2019 (дата обращения: 28.04.2020). 8. Racz A.A., Muntean I., Stan S.D. A look into electric/hybrid cars from an ecological perspective. 8th International Conference Interdisciplinarity in Engineering // Procedia Technology. – 2015. – Vol. 19. – P. 438-444. 9. Основные характеристики российской электроэнергетики. Таблица 1. Министерство энергетики РФ. URL: https://minenergo.gov.ru/node/532 (дата обращения: 29.04.2020). 10. Kontses A., Triantafyllopoulos G., Ntziachristos L., Samaras Z. Particle number (PN) emissions from gasoline, diesel, LPG, CNG and hybrid-electric light-duty vehicles under real-world driving conditions // Atmospheric Environment. – 2020. – Vol. 222. – P. 117-126.