ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Предлагается реконструкций идей Жака Дерриды, высказанных в его книге Donner la mort (1999 г.). На русский язык название книги переводят как «Дар смерти», но навряд ли такой перевод позволит антиципировать ее содержание. Во французском языке выражение donner la mort не несет ничего экзальтированного или вычурного, оно вполне обыденно и имеет значения «приговорить к смертной казни» или «убить». Но Деррида, разумеется, обыгрывает его буквальное значение. Это позволяет ему связать в один узел такие события как «предназначить к смерти», «убить» и «принести в жертву», т.е. поднести убийство как дар. Далее, из выражения se donner la mort Деррида извлекает такие значения как «убить себя, т.е. совершить самоубийство», «принести себя в жертву», «пожертвовать собой ради…», но также «задать для себя определенное понимание смерти». Все эти смыслы и переходы между ними используются Деррида, когда он приступает к обсуждению идей Яна Паточки. Паточка в «Еретических эссе о философии истории» размышляет о судьбе Европы. Эту судьбу он связывает с христианством, а в христианстве видит становление свободного ответственного субъекта. Точнее, первый шаг на пути становления такого субъекта сделал Платон, а следующий - христианство. Каждый из этих шагов был связан с новым пониманием смерти и вытекающей отсюда задачей заботы о собственной душе. Однако Деррида предъявляет нам другой пример, - историю о том, как Авраам был готов принести в жертву своего единственного любимого сына Исаака. Эта история лежит в общей культурной памяти сразу трех религий, называемых аврамическими. В ней переплетаются все значения, которые можно вычленить из выражения donner la mort: и убить, и убийство это преподнести в дар Богу как доказательство своей любви к Нему. Интерпретация этой истории в книге Дерриды сначала следует известному тексту Киркегора, но постепенно существенно отходит от него. То, что вырисовывается под пером Дерриды, проблематизирует как представление об истории Европы как направленного движения к свободной ответственной личности, так и само представление об ответственности.