ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Долгое время считалось, что созданная в советское время система природоохранных территорий является образцом для решения задач по охране природы в России и в частности на Северном Кавказе. Действительно, за советский период создана обширная сеть ООПТ, которая имела мощную государственную поддержку. Природоохранные институты поддерживались системой строгого контроля и санкций. При этом участие местного населения в природоохранной деятельности было резко ограничено. Уже в последние годы существования СССР отмечалась неэффективность санкций в контексте все набирающей хозяйственной активности местного населения и роста национально-этнического сознания местного населения, в той или иной мере соседствующего с природоохранными территориями. После распада СССР система ООПТ продолжала функционировать, однако мощные факторы в виде демонополизации государственных прав на землю, появление новых игроков в виде бизнеса, а также местных муниципалитетов привели к трансформации природоохранных институтов. На примере Тебердинского биосферного заповедника и Национального парка Приэльбрусья будет продемонстрирована трансформация государственных институтов в двух направлениях: а) сверху, на основе трансформации природоохранного статуса в сторону понижения режима охраны природы и создания условий для коммерциализации, б) снизу – за счет расширения прав местного населения. И в том и другом случае возникли противоречия в законодательствах и конфликты природопользования, которые поставили под сомнение эффективность унаследованной с советского периода системы природоохранных институтов. Наиболее известными конфликтами стали противоречия между экологами и учеными с одной стороны и административными структурами, пытающимися снизить уровень охраны природы и дать путь к коммерциализации (Тебердинский биосферный заповедник расформировывался и на его месте образовывался Национальный парк). Многочисленные протесты и обращения к власти не сыграли должного значения. В случае НП Приэльбрусья реализация прав местного сообщества на землю и природопользование вошло в конфликт с природоохранными институтами, дав толчок к возникновению гибридных и неформальных институтов. И в том и другом случаях несовершенство гражданских институтов самоуправления и господство бюрократических административно-государственных механизмов управления природоохранной деятельностью привели к снижению эффективности охраны природы и поставили под угрозу существование ряда природных комплексов. Одним из решений могло бы стать актуализация природоохранного законодательства и приведения его в соответствии с гражданскими и земельными нормативно-правовыми актами, широкое вовлечение местного населения и общественности в экспертизу хозяйственных и правовых проектов и инициатив.