ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
«На что я могу надеяться?» - таков третий кантовский вопрос, поставленный в «Критике чистого разума». По сути речь идет о телеологических суждениях, то есть суждениях, основанных на целевой причинности. В разные эпохи, философы, начиная с Аристотеля, ставили этот вопрос ребром: всегда ли причина явления позади, предшествует явлению, или же причина может быть и впереди во времени, быть тем, к чему и ради чего нечто совершается. Надежда – не просто одна из трех христианских добродетелей, которую хорошо знала, впрочем, и античная этика, не включая ее, правда, в число кардинальных добродетелей. Надежда – глубинное измерение человеческого существования, связанное с осознанием человеком своего пребывания во времени, с его будущим, но также и с его прошлым. Что дает нам возможность отказаться от отчаяния и перейти к надежде? Чем подлинная надежда отличается от русского «авось», от безоглядной самонадеяности, «оскорбительного оптимизма за чужой счет» (Н.Л.Трауберг)? Как надежда превращается в решимость, а решимость входит в структуру человеческого бытия? Чем отличны надежда на что-то и надежда на кого-то, и как в последней раскрывает себя доверие и подозрение? Как надежда связана с прощением и забвением, если мы говорим о памяти и истории? И придет ли такое время, когда мы должны будем оставить всякую надежду?