ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В Москве стоят два почти одинаковых по композиции жилых дома, построенных архитектором А.Г. Мордвиновым (1896-1964) в 1940 году. Оба этих дома угловые (дом на углу Тверской улицы и Тверского бульвара и дом на углу Большой Полянки и Кадашевской набережной), оба на углу завершены башенками. Но дом на Тверской декорирован в стиле неоклассицизма с преобладающими элементами неоренессанса, а дом на Полянкеукрашен древнерусскими колонками и наличниками. Что вызвало эту разницу, простое ли желание разнообразить фасады? При внимательном рассмотрении оказывается, что декор «древнерусского» дома на Полянке имеет прямой источник: церковь Благовещения в Каргополе, построенную в 1692 г. Узнаются все декоративные детали. Неожиданное и для 1940 г. очень раннее обращение к древнерусской теме требует объяснения. Можно сказать о том, что в том же году был издан сборник статей «Русская архитектура», вернувший все собственно русские темы в историю архитектуры, до того бывшую в основном космополитической. Это показывает поворот коммунистической идеологии в сторону национальной темы. Однако у дома на Полянке был и второй литературный источник, более прямой. Речь идет об «Истории русского искусства» Игоря Грабаря (1909 г.), в которой напечатаны фотографии церкви Благовещения в Каргополе, а во вводной статье ко всему изданию Игорь Грабарь говорит о фасадах церкви как о подобии ренессансного палаццо. Мы видим, что в 1940 г. московский архитектор поворачивается от неоренессанса к древнерусскому позднему стилю благодаря программному искусствоведческому изданию, а конкретный образец берет в более раннем издании, в котором русская тема тоже была представлена программно. В результате возникает феномен древнерусской декорации сталинской Москвы, причем мы как будто присутствуем в самом моменте выбора «темы» и ее стилевого воплощения.