ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Англия XVI века унаследовала различные традиции, касательно собственного прошлого и историй народов, населявших в разные эпохи остров Великобритания. Среди этих традиций были (квази-) исторические повествования средневековых хроник, свидетельства римских историков, легенды артуровского цикла. В XVI веке это наследие активно переосмыслялось и использовалось в качестве аргументов в религиозной и политической полемике. Этнические характеристики, проясняющие особенности «национального характера» разных народов, использовались как основной инструмент для объяснения исторических явлений и событий, а также современного автору положения дел в стране. В своем докладе я проиллюстрирую этот тезис примерами из трех сочинений, написанных с трех разных позиций, в три разные эпохи. Памфлет «Призрак святого Эдуарда или анти-норманизм» Джона Хейра был опубликован в 1647 году, в канун диспута в Патни; сам Джон Хейр был близок по взглядам к левеллерам. Сочинение епископа Эдуарда Стилингфлита «Origines Britannicae, или древности бриттских церквей» было опубликовано в 1685 году; его автор, церковный и государственный деятель стоял на позициях латитудинариев. Сэр Уильям Темпл, дипломат и государственный деятель времен правления Якова II, сторонник про-нидерландского курса, попавший из-за этого в опалу, покровитель Джонотана Свифта, работавшего у него секретарем, опубликовал свое «Введение в историю Англии» после Славной Революции, в 1695 году. При всем различии положения и взглядов авторов, а также исторических ситуаций, в которых создавались сочинения, все трое используют, по сути, сходные методы аргументации. Центральной концепцией является «подлинная английскость», английский национальный характер, который ассоциируется с близким автору образом мыслей и действий современной ему эпохи. История и характеры остальных народов описываются в связи с «английскостью», как ее внесшие свой вклад в ее формирование, или как исказившие ее. Заложенная таким образом традиция получила блестящее продолжение в творчестве английских историков и литераторов эпохи романтизма и просуществовала практически до начала XX в. (см. «Историю нормандского завоевания Англии» Эдуарда Августа Фримана).