ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В результате развивавшихся переселенческих процессов на территории Удмуртского Прикамья в XIX в. окончательно определился вектор на тесное соседское проживание народов. Одной из сторон религиозных исканий удмуртов в XIX в. было распространение различных синкретических представлений, совмещающих традиционные верования с христианством, а также исламом. В частности, отдельные проповедники призывали молиться единому богу, приносить в жертву белых животных и не носить синие одежды. Поиск собственного взгляда на веру прослеживался и среди русских как носителей собственной народной религии. Так, в 1835 г. в Воткинске 11-летняя Екатерина Степанова, дочь мастерового из рекрутов Пензенской губернии, после удара «грома» стала «видеть бога, описывая рост его, одежду и лета». Девочка проповедовала, что бог запрещает «смотреть с улицы в окна» и «носить пестрое или синее платье». Далеко идущих последствий не последовало: власть вовремя пресекла возможное поклонение . Точек соприкосновения в ракурсе межрелигиозного дискурса было немного, взаимовлияние, как правило, являлось однонаправленным: русская православная традиция явно выигрывала у своего оппонента. Более того, все варианты удмуртского язычества к моменту его систематического научного изучения подверглись существенному и длительному влиянию мировых религий. Тем не менее, возможно, отдельные элементы меняющейся со временем «удмуртской веры» (и, шире, религиозных представлений народов Волго-Уральского региона) оказывали влияние на «русское народное православие».