![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В культуре восточных славян ярко выделяется орнитоморфная символика. Символикой птиц насыщены многие ритуалы, обряды календарных праздников и жизненных циклов. Такое бытование в восточнославянской среде ритуалов с птичьими персонажами может указывать на актуальность и многозначность их функций. Образы птиц бытовали и в других жанрах, но песенный и обрядовый комплексы оказались наиболее устойчивыми и пригодными для их дальнейшего развития. В других же жанрах, в частности в волшебной сказке, птичья символика постепенно стиралась. Целью данной работы является попытка наиболее полно раскрыть образ сокола в сказке «Финист – ясный сокол» (432) (в сборнике А.Н. Афанасьева №234–235) и его глубинную семантику. Однако есть и другие сказочные сюжеты, в которых присутствует сокол. Примерами могут служить такие сказки, как «Морской царь и Василиса Премудрая» (Аф. №224), «Хитрая наука» (Аф. №250–252), «Марья Моревна» (Аф. №159) и другие. В них герой оборачивается соколом, либо сокол является средством передвижения героя, либо – его волшебным помощником. Задача работы – показать семантическое наполнение образа сокола, опираясь на другие фольклорные тексты, в которых фигурирует интересующий нас образ. Для решения поставленной задачи мы обратимся к символике сокола в таких жанрах фольклора как: волшебная сказка, песенный обрядовый фольклор, поверья, былины. Проанализировав черты интересующего нас образа в других жанрах, мы соотнесем их с соответствующим образом в сказке Наиболее ярко птичья символика нашла своё отражение и последующее развитие в свадебно-обрядовых песнях и ритуалах, поэтому в них образ сокола представлен довольно полно. В обрядовом песенном фольклоре сокол — единственная птица, которая имеет имя собственное. «Наиболее ярко у этой птицы выявляется лишь мужская символика» [Гура: 681]. Сокол относится к диким лесным птицам. Он является самым популярным образом «в предбрачно-свадебной символике всех восточных славян» [Бернштам]. Его основными признаками являются: чужесть («залетность»); таинственность происхождения; воинственность/агрессивность. В свадебно-обрядовом фольклоре «символический параллелизм отражает (и раскрывает) реликт древнего сакрального уподобления птиц и людей» [Бернштам]. Такое уподобление корнями уходит в тотемизм, в понятие об отсутствии чёткой границы между миром людей и миром животных-прокровителей. В свадебных и величальных песнях к жениху обращаются как к «ясному соколу» [Славянские древности: 98], неженатые мужчины в свадебных песнях называются соколами. Поведение сокола отличается воинственностью, в которой видятся следы мужской боевой организации. Выйдя из тотемизма мотив оборотничества, нашел своё отражение не только в сказочной, но и в былинной традиции. Например, богатырь-оборотень Вольга Святославич обладал способность обращаться в сокола. Как и орел, сокол является символом мужественной красоты, отваги, удальства. Во многом их образы сходны между собой – до того, что в народной поэзии существует даже сокол-орел, как одна двойственная птица. На мифологическом плане сокол обнаруживает связи с божествами языческой системы. «Он исполнял сакральные функции, что в наибольшей степени отразилось в сказках и в наименьшей — в песенном фольклоре» [Бернштам]. «Мужская символика сокола проявляется и в толкованиях снов» [Гура: 682]; сокол сулит замужество или рождение сына. В поверьях «в образе сокола, как и других птиц, может представляться душа умершего» [Славянские древности: 98]. Таким образом, сокол связывается с существом из другого мира, возникает оппозиция «свой/чужой», которая свойственна сказке о Финисте и свадебным обрядам. В русских сказках образ сокола используется редко, обычно это связано с мотивом его превращения в доброго молодца, как и происходит в сказке о Финисте. Персонаж русской волшебной сказки, чудесный супруг Финист прилетал к своей возлюбленной в образе сокола. Само слово Финист вероятнее всего имеет греческое происхождение и является переосмыслением слова «феникс». Символика солнца, огня и света общая для сокола и для феникса. Феникс несёт в себе элемент смерти и последующего возрождения. Сокол в русской традиции лишен очевидного элемента возрождения. Брачная тема в данной сказке раскрывается нестандартным образом и указывает на архаичность сюжета. Е.М. Мелетинский относит к «подлинно архаическим сюжетам» [Мелетинский] как раз сказки о «чудесных (тотемных) жёнах и мужьях, потерянных в результате нарушения брачных табу» [Мелетинский]. Брачная связь в сказке о Финисте экзогамна, вследствие чего присутствует оппозиция «свой/чужой», но поскольку первоначально брак является тайным, то он социально неодобряем (родственники героини вредят чудесному супругу). Отголоски матриархального строя находим в том, что Финист имеет двух жён, от первой он уходит ко второй, и первая вынуждена искать его. Итак, образ Финиста ясного сокола включает в себя широкую семантику. Сокол несёт в себе символику жениха, богатыря, близок к солнечным мифам. Являясь типичным образом в свадебном обряде, он вносит в сказку мотив истинного супруга. Но при этом он – «чужой», связан с потусторонним миром. Если рассмотреть поиск героиней суженого, как инициацию и путешествие в потусторонний мир, то здесь найдёт отражение семантика феникса, как возрождающейся птицы. В образе сокола видны отголоски тотемического мифа и следы матриархального устройства семьи. Литература 1. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах. Т. I-III. Подгот. текстов, предисл. и примеч. В.Я. Проппа. М., 1957; 2. Бернштам Т.А. Орнитоморфная символика у восточных славян // Советская этнография, № 1, 1982, с. 82-100; 3. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997; 4. Мелетинский Е.М. Женитьба в волшебной сказке (её функция и место в сюжетной структуре) // Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998, с. 305-317; 5. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 5: С (Сказка) – Я (Ящерица). М., 2012.