ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Доклад опирается на анализ воспоминаний поляков, которые в 1944 г. выехали с территории Западной Украины в Польшу. Переселения происходили в рамках соглашения, подписанного 9 сентября 1944 г. председателем Совета Народных Комиссаров Советской Украины Н.С. Хрущевым и председателем Польского комитета национального освобождения Э. Осубкой-Моравским . Согласно этому документу переселение, или как это называлось в официальных документах «эвакуация», была добровольной и должна была начаться с 15 октября 1944 г. В первую очередь из Украины выезжали бессемейные и безземельные, а также жители тех сел, которые были разрушены в результате военных действий. В большинстве же своем ни поляки, ни украинцы оставлять свои дома не хотели, что было обусловлено в основном психологическими мотивами: привязанностью к родным местам, имуществу, боязнью уезжать в неизвестность, особенно накануне зимы. И украинцы, и поляки жили на этих территориях издавна, говорили между собой на одном языке, заключали браки, очень похожей, если не идентичной, была и их материальная культура. Дистанция между представителями разных конфессий тоже была не слишком велика: католики (поляки) и греко-католики (украинцы), толерантно относилось друг к другу, могли посещать богослужения и в греко-католической церкви, и в католическом костеле. Идентичность населения, особенно сельского, не была четко выражена. Как отметил польский историк Юзеф Хлебовчик, она могла варьироваться от нерефлексирующего этнического индифферентизма до самых острых проявлений националистического фанатизма . В условиях немецкой оккупации вопрос об этнической принадлежности стал крайне важным, поскольку судьба человека, а часто и его жизнь зависела от того, кем он являлся в глазах оккупационных властей: поляком или украинцем; немцы также зародили у украинцев надежду на получение независимости, что привело к укреплению крайне националистических сил, которые были враждебно настроены к полякам. В то же время с польской стороны, особенно после волынской резни, усилилась неприязнь по отношению к украинцам. По мере приближения Красной Армии накал страстей между украинцами и поляками все более усиливался. Авторы воспоминаний – жители четырех сел, которые ныне находятся в Тернопольской области Украины: Адам Кручек (с. Малая Березовица), Владислава Бильска-Хома (с. Плотыча), Ян Белоус (с. Игровица) и Ян Канас (с. Лозовая). Как представляется, желание написать мемуары было вызвано попыткой преодолеть травматический опыт, «нарративизация которого всегда выполняет терапевтическую функцию» . Травма была связана с событиями, произошедшими в этих селах в 1944 г. 23 февраля бандеровцы напали на Малую Березовицу (погиб 131 человек). 8 марта по доносу о том, что жители Плотычи помогают партизанам в селе состоялось показательное убийство 43 мужчин в возрасте от 13 до 87 лет. Трагедии в двух других селах произошли уже после занятия этих территорий Красной Армией: в результате Проскуровско-Черновицкой наступательной операции, которая завершилась 17 апреля 1944 г., был окончательно освобожден Тернополь, и вся область соответственно. 24 декабря, в рождественский сочельник, бандеровцы напали на Игровицу (убито 92 человека), а 29 декабря – на Лозовую (убито 106 поляков и 12 украинцев). Выжившие пешком добирались до Тернополя и уезжали в Польшу. Спустя 64 года после трагических событий по инициативе Яна Белоуса поляки добились разрешения у местных украинских властей на установку памятника жертвам на кладбищах всех четырех сел. 5 июля 2008 г. бывшие жители Малой Березовицы, Плотычи, Игровицы и Лозовой вместе со своими семьями, священниками и представителями власти Польши и Украины собрались на кладбище с. Игровицы для того, чтобы принять участие в главной церемонии, посвященной памяти своих соотечественников, убитых украинскими националистами. В тот же день подобные церемонии состоялись и в трех оставшихся селах. Доклад будет сфокусирован на следующих вопросах: Что помнят, а что пытаются забыть изгнанные из своих родных мест поляки? Что, в свою очередь, будоражит память украинцев, многие из которых тоже были выселены, из Польши?