ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Сравниваются два подхода к определению понятия "культура". В первом культура это "предметы", взятые в экстрасоматическом контексте: орудия труда, утварь, обычаи, верования, отношения, взятые как "символаты". По Лесли Уайту "чисто человеческий, или культурный, феномен отличается от нечеловеческого вовсе не социальностью, дуальностью или множественностью и пр. Главная отличительная черта – символизация. С иных позиций отмечается, что дано перечислительное определение, к тому же не полное. Более предпочтительным представляется определение целевое – «Культура – способ человеческой деятельности». В связке с ним более полным и точным предстает «Культура – системная совокупность взаимно соотнесенных информационных программ человеческой деятельности». Здесь дается ответ на вопрос о том, как люди действуют, причем важно, что содержательно дана отсылка к понятию «информация». Однако и этого недостаточно – есть еще и «предметная» сторона культуры – вся совокупность предметных средств человеческой деятельности, но, в отличие от сказанного Уайтом, берутся они не только в качестве «символатов», но и в другой функции – как орудия и средства деятельности.Значимость этих различий становится особенно заметной, когда встает вопрос о т.н. «последних целях» человеческой деятельности. Для концепций, подчеркивающих знаково-символические сущность культуры «цели» предстают как ее, и только ее порождение.