ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В условиях обострения международной обстановки все чаще говорят о внешнеполитическом образе страны. Действительно, от того, как страну воспринимают в мире зависят политические, экономические, культурные и часто даже спортивные отношения между странами. Но именно в такие периоды особое внимание необходимо уделять тому, как воспринимают страну собственные граждане. От них зависит устойчивость всей политической системы в целом, а от их поддержки - успешность самых разных направлений. Надо помнить, что в условиях свободного Интернета обмен информацией происходит мгновенно и в разных направлениях. А значит, что на граждан внутри страны влияет и часто довольно сильно образ страны внешнеполитический. Таким образом, внутри сознания граждан сталкиваются как сразу несколько довольно противоречивых образов. С одной стороны, граждане каждый день сталкиваются с реалиями повседневной жизни: качеством дорог, жилья, материальными вопросами, государственными и социальными службами, медицинским обслуживанием, школами и детскими садами. С другой стороны, на них влияет довольно сложных медийный образ страны, который состоит из национально-патриотических заявлений, зарисовок с В.В.Путиным, покупающим мороженное у «простой мороженницы» и часто полными абсурда дебатами и ток-шоу. С третьей стороны, они находятся под довольно сильным давлением того самого образа, который формируется из-вне и широко транслируется в соцсетях, форумах и даже информационных источниках. Какая победит при столкновении таких противоречивых картин мира? Именно здесь нам необходимо обратить свое внимание на глубинные механизмы восприятия. Торжественные заявления, демонстрация силы, строительство мостов, военной силы не гарантируют лояльности граждан и их поддержки. Политическое восприятие значительно сложней, чем это часто кажется политтехнологам. Помочь в решении этой задачи призвано исследование восприятия России ее гражданами, которое проводится на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова в рамках проекта РФФИ № 18-011-01138А «Образ страны в российском обществе: политико-психологический анализ». Опираясь на теорию политической идентичности, работы политических географов, а также (и в первую очередь) на теорию политического восприятия, мы рассматриваем образ страны, существующий в сознании ее граждан, как некий набор параметров для самоотождествления. Внутренний образ страны состоит из тех смыслов, которыми граждане наполняют эти параметры. Содержательный анализ представлений граждан о своей стране позволил выделить пять ключевых компонентов, которые представляют собой когнитивные компоненты образа, а именно знания и представления граждан о своей стране. К таким компонентам относятся: образ территории, образ народа, образ власти, образ лидера и внешнеполитический образ (миссия и роль страны на международной арене и представления о том, какой видят страну другие). С другой стороны, невозможно при анализе восприятия страны не учитывать территориальный аспект, так как жители Калининграда, Екатеринбурга и Дальнего Востока видят страну через призму геополитических процессов, которые на них оказывают огромное влияние. В то же время наши исследования разных аспектов образа страны на протяжении последних 10 лет показывают, что политическое восприятие имеет сложную структуру, включающую в себя не только рациональные когнитивные компоненты, эмоциональные стороны (нравится/не нравится), но и неосознаваемые пласты, которые влияют на формирование целостного образа и часто напрямую формируют поведенческие паттерны. Исследование этих глубинных, часто иррациональных аспектов восприятия требует особого подхода и специальных методов изучения. Опираясь на методологию исследования образов, разрабатываемую на кафедре социологии и психологии политики в психологической структуре мы выделили такие параметры, как привлекательность, сила и активность. В то же время формирование образа страны в сознании людей происходит под влиянием ряда факторов. В первую очередь огромное влияние оказывается политическая традиция и культура, социально-политический контекст восприятия, а также особенности государственного устройства, политической власти и лидеров стран как воспринимаемых политических объектов. Все эти аспекты существуют объективно и являются фоном для формирования политических представлений. Вторая группа факторов относится к особенностям самого субъекта восприятия: это социально-демографические характеристики и их психологические особенности (потребности, мотивы, ценности, идентичность). Кроме того, восприятие страны детерминировано и еще несколькими факторами – состоянием в континууме «прошлое – настоящее – будущее»; особенностями федеральных и региональных образов, представлениями о «своей» стране и представлениям о других («чужих») государствах; воздействием информационного пространства и современных форм коммуникации на субъект и объект восприятия.