ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Волновая энергетика моря весьма велика – запасы энергии волнения мирового океана оцениваются в 2,7 млрд. кВт, что составляет около 30% потребляемой в мире энергии. Препятствием к применению волновых движителей (ВД) является нестабильность параметров реальных морских волн и, с другой стороны, сильная зависимость эффекта от параметров самого судна и волнового движителя. Обычные ВД имеют подвижные рабочие элементы и используют для создания тяги качку судна. В НИИ Механики МГУ был предложен совершенно новый принцип «прямоточного волнового движителя» (ПВД) не имеющего подвижных элементов и никак не связанный с качкой самого судна. Используется эффект нелинейного взаимодействия (опрокидывания) волн с затопленной наклонной пластиной. Путем сравнительных испытаний определена эффективность работы ВД различных типов. Показано, что использование в качестве ВД жесткого качающегося профиля с упругими связями значительно (на 1/3) повышает эффективность ВД по сравнению с пластиной той же площади в плане. Среднее положение между пластиной и профилем занимает ВД типа подводный парус. Однако парус имеет более широкий диапазон рабочих частот. Например, при увеличении частоты волн, когда эффект с жестким профилем пропадает, с парусом еще сохраняется значительная скорость движения судна против волн. Применение кормового стабилизатора приводит к увеличению эффективности ВД: для подпружиненной пластины, гибкого плавника, прямоточного ВД скорость увеличивается в 1,4-2 раза, а для качающегося профиля всего на 10%. Для паруса эффективность применения стабилизатора сильно зависит от частоты волн – максимум скорости в зависимости от частоты вообще не изменяется, но при наличии стабилизатора вся характеристика сдвигается в сторону низких частот. Прямоточный ВД, в условиях сильной килевой качки по эффективности уступает остальным рассмотренным типам ВД, но в области высоких частот, где качка судна уменьшается, видно его преимущество. Показано, что скорость судна с ВД типа жесткий подпружиненный профиль пропорциональна произведению размаха качки на частоту. В отличие от ПВД, для ВД, использующих качку судна, влияние глубины погружения на эффективность быстро уменьшается