ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В докладе анализируется этические системы основных групп персонажей романа «Кысь». Особое внимание уделяется главному герою этого произведения — голубчику Бенедикту, соединяющему «дикарские» представления об этике с трагическим началом. Перед нами «высокий герой», не знающий этической «азбуки», то есть, по Ф. Шиллеру, виновный и невиновный одновременно. Показано, чем его тернарная этическая система отличается от бинарной этики «злодея» Кудеяра Кудеяровича, а также от высококультурного, но вполне заурядного бинарного морализма Прежних. Мощнейшее «докультурное» остранение, характерное для сознания голубчиков, позволяет им проблематизировать многие «незыблемые» аксиологические каноны, становясь, таким образом невольным орудием постницшевской «переоценки всех ценностей», на практике часто деструктивной, но иногда позволяющей взглянуть на мир «новыми глазами». Так, Бенедикт, даже несмотря на постепенное превращение в чудовищную репрессивную фигуру кыси, не теряет трагической глубины, органично совмещая в себе преступное и трагическое. И несмотря на то что ему чужда бинарность традиционной этики, даже и став санитаром и кысью, герой не оказывается таким чудовищем, каким является, например, перерожденец Тетеря, фигуре которого мы видим вполне бинарно окрашенную фигуру, воплощение достаточно последовательного зла, причем зла тоталитарного. В случае же Бенедикта мы видим представителя нового, очень примитивного в культурном плане демократизма. Демократизма, который весьма падок на разного рода социокультурные искушения именно потому что слишком неискушен. Например, книги для Бенедикта — это путь развития, однако это развитие отнюдь не ориентировано в сторону традиционной культуры Прежних: перед нами нечто существенно новое, и оно окрашено скорее постмодерно. В образе Бенедикта довольно остро проявляются этические опасности постмодерной тернарности, однако она открывает для Бенедикта перспективу глубины, которая не доступна ни одному другому герою романа.