ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Несмотря на многовековую историю изучения, вопрос об источнике творчества на данном этапе развития гуманитарной науки не имеет окончательного ответа. В то же время нельзя недооценивать значимость, перспективность его определения для расширения возможностей человека и развития общества в целом. Особое звучание данная проблема приобретает в эпоху, характеризуемую переходом к существенно новым принципам социальной организации (речь идет о постиндустриальном и постинформационном обществе) и принципиально новому пониманию культуры и роли человека в ее формировании. В философском сознании подобные изменения получают отражение в отрицании упорядоченности и синхронности культуры, в идее ее децентрации (Ж. Делез, Ф. Гваттари – концепция «ризомы»), в формировании концепции полионтичности и связанного с ней нового направления теоретических разысканий – виртуалистики. Вместе с тем новые принципы осмысления социальной реальности (если говорить о виртуалистике) базируются на разработанной еще в классической философии диалектике возможного. Исследование ценностного конфликта как источника творчества, в рамках которого предпринята аналитика онтологии возможного, своим предметом имеет определение условий, порождающих творческий импульс, единый по своей сущности для любой формы творческой активности (будь то деятельность ученого, художника или нравственного учителя). В самом общем смысле с ним соотнесена проблема, разрешение которой инициирует творческий акт, – противоречие, которое личность не может оставить неразрешенным. В качестве подобной формы противоречия, категорически требующего разрешения, определен ценностный конфликт. Ценностный конфликт неразрешим: каждая ценность, согласно ее пониманию в классической аксиологии, обладает абсолютным значением и требует своей реализации здесь и сейчас в практическом плане. Таким образом, сущность ценностного отношения, в котором личность неразрывно связана с иррациональным жизненным процессом как его часть, предопределяет переживание неразрешимого в принципе ценностного конфликта в качестве экзистенциальной катастрофы. Таким образом, ценностный конфликт, деструктивное по своему характеру явление, рассматривается как парадоксальная возможность рационального обоснования вершинного проявления человеческой духовности – творческой активности. Деструктивность и творчество, иными словами, как две в равной мере осуществимые возможности потенциально присутствуют в ценностном конфликте. Избежание экзистенциальной катастрофы, делающее возможным осуществление положительного потенциала кризиса, требует построения нетривиального сознания. Поскольку ценностный конфликт неразрешим (в рамках мироотношения, опирающегося на конкретную систему ценностей), его преодоление соотносится со стремлением к невозможному. Последнее связано с тем, что ценностный конфликт не тождественен ситуации, которая предполагает выбор, исследуемый в контексте этической проблематики: преодоление ценностного конфликта выходит за рамки этики. Иными словами, «невозможная возможность» преодоления ценностного конфликта – это построение уникальной субъективной действительности, в которой ценностный конфликт становится неактуальным. Речь идет о качественном преобразовании сознания, сотворении нового субъекта в результате духовного усилия. Таким образом, понятие нетривиального сознания актуализирует категорию возможного.