ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Объектом проведенного терминологического и лингвистического анализа выступают развивающиеся феномены «Лёгкого» и «Простого» языков как проявление социальной инициативы государства и общества в правозащитной сфере. Предметом исследования - области применения упрощенных вариантов немецкого языка, сам метод изложения информации, языковые средства его экспликации в медиатекстах. Рассматривается правовой статус феноменов и их роль в репрезентации концепции инклюзивности и безбарьерной коммуникации. Информационно-эмпирической базой исследования послужили немецкоязычные нормативно-правовые акты, посвященные обеспечению равного доступа к информации; медатексты ведомств и организаций ФРГ, представленные на упрощенном немецком; тексты новостей, аналитических статей по тематике, отобранные в онлайн-версиях. Родственные по смыслу и задачам, феномены Лёгкого и Простого языков различаются по ряду своих формальных характеристик. До сих пор можно говорить об отсутствии строгого терминологического разграничения Лёгкого и Простого языков, вызванного тем, что данные явления находятся в стадии развития и становления и на настоящий момент их применение носит рекомендательный характер. Собственно, о «языках» в данном случае можно говорить только условно, поскольку как Лёгкий, так и Простой язык представляют собой вид языковой практики, а не отдельный язык с собственными грамматическим строем и фонетической системой. Объединяющим параметром является сугубо функциональная задача сделать медиатекст понятным определенным гетерогенным целевым группам. Эта ориентация на когнитивные особенности и/или на недостаточные возможности адресата в языке и обуславливает лингвистические параметры легкого и простого языков. При разграничении феноменов возникает проблема частичной смешанности целевых групп. И лёгкий, и простой языки ориентированы на гетерогенную аудиторию. Анализ динамики развития упрощенных вариантов немецкого является не только свидетельством социальной позиции европейских государств в отношении людей с трудностями к обучению языку и чтению, но и демонстрирует явные общественные тенденции к изменению норм стандартного языка в сторону упрощения, что не может не вызывать опасения учёных-лингвистов.