ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В 2010-е годы в условиях формирования новых крупных центров динамичного экономического развития на глобальном Юге развивающихся территориях и возникновения новой волны глобализации происходит масштабный сдвиг географии миграции на развивающиеся территории. В 2017 г. число уроженцев Юга, проживавших там же за пределами стран происхождения (97 млн.), превышало их контингенты на Севере (89 млн.) Повышение роли Юга в международных перемещениях населения происходит в условиях их регионализации, то есть их усиливающейся ориентации на страны, расположенные в том же или близлежащем ареале. Ярким примером могут служить людские передвижения между государствами Южной и Юго-Восточной Азии и в рамках последней. Это обстоятельство обусловливает необходимость формирования адекватных национальных и субглобальных механизмов регулирования как исходящих, так и входящих потоков. Цель данного доклада - рассмотреть особенности регулирования трудовой миграции в странах Юго-восточной Азии (на примере Индонезии и Филиппин) в контексте современных демографических, экономических и политических тенденций развития региона, проанализировав общее и различное в подходах правительств этих государств к миграционной политике. Изучение статистических и аналитических материалов Отдела народонаселения ООН, Всемирного банка, Международной организации труда, Международной организации по миграции, АСЕАН, национальных законодательных актов Филиппин и Индонезии и др. позволяет выявить ряд тенденций в данной сфере: В рамках АСЕАН развивается многостороннее регулирование миграционных процессов, включая тенденции к гармонизации его отдельных аспектов и формированию единой миграционной политики в некоторых областях, в частности в сфере передвижения квалифицированных работников. Более активно используются механизмы двустороннего регулирования миграционных процессов. Двусторонние соглашения общего характера, заключенные между Филиппинами и рядом стран, в число которых входят не только страны ЮВА (к примеру, Индонезия и Тайвань), но и некоторые европейские государства, способствуют налаживанию международного сотрудничества по вопросам трудовой миграции. Филиппинскому правительству удалось успешно договориться с органами власти многих стран-реципиентов относительно условий пребывания филиппинских мигрантов на территории последних. Индонезия же на этом пути столкнулась с большими трудностями (о чем свидетельствует пример переговоров с Малайзией относительно минимальной заработной платы индонезийским мигрантам; данный вопрос сильно осложнил выработку двустороннего соглашения). В миграционной политике стран Юго-Восточной Азии наблюдается тенденция к выстраиванию системы частно-государственного взаимодействие между государственными органами и негосударственными организациями (к примеру, агентствами, занимающимися рекрутированием мигрантов) постепенно становится все более важным элементом миграционной политики обеих стран. Наиболее ярким примером может служить деятельность Филиппинского ведомства по вопросам заграничного трудоустройства (POEA), в компетенцию которого входит регулирование зарубежного найма трудовых мигрантов и лицензирование занимающихся последним негосударственных структур. Аналогичными вопросами в Индонезии занимается Национальное агентство по размещению и защите работников, находящихся за рубежом (BNP2TKI). Усиливается внимание органов власти и подведомственных структур, занимающихся вопросами миграции, к подготовительным, предшествующим миграции мерам (потенциальные трудовые мигранты проходят специальные семинары, на которых распространяется полезная для них информация – об их правах и обязанностях, культурных особенностях стран-реципиентов и т.п.) Расширяются информатизация деятельности органов миграционной политики и использование в ней информационных технологий (к примеру, применение электронных систем при оформлении документов при сборе, накоплении и фильтрации информации о мигрантах на Филиппинах). Вместе с тем необходимо отметить современные вызовы регулированию миграционных процессов. Помимо динамичного характера миграции, изменчивости ее форм, несовершенства и неполноты статистических данных, а также традиционной проблемы нелегальной миграции (представляющей огромную важность прежде всего для Индонезии), идет «феминизация» неквалифицированной трудовой миграции – увеличение процента женщин-мигрантов, покидающих территорию стран-доноров на определенный срок в рамках региона. «Феминизация» объясняется в том числе ростом спроса на женский труд в странах с более высокими, чем в странах-донорах, доходами населения (Тайвань, Малайзия, Гонконг и Сингапур), и перед структурами, регулирующими миграцию остро встает проблема обеспечения прав женщин, более уязвимой, чем мужчины, группы трудовых мигрантов. Эта тенденция также хорошо иллюстрирует регионализацию миграционных процессов в Юго-восточной Азии. Наконец, стоит указать, что соглашения стран АСЕАН по увеличению мобильности рабочей силы в основном сфокусированы на статусе квалифицированных работников, в то время как миграция неквалифицированной рабочей силы понимается многими как неизбежное, но и не самое желательное явление. Так, существуют опасения, что приток неквалифицированной рабочей силы может привести к замедлению технического прогресса и внедрения инноваций в производство. Не менее важным здесь является рост антииммигрантских и националистических настроений среди коренного населения стран- реципиентов. В силу этих обстоятельств регулирование миграционных процессов может приобрести еще бόльшее значение в будущем.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Программа конференции | Programma_konferentsii_Globalnyij_Yug__16.04.18.pdf | 268,0 КБ | 28 августа 2019 [PawelKniazev95] |