ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Расцвет андалузского барокко, наиболее ярко проявившийся в Гранаде, начинается с последнего десятилетия XVII века и связан с творчеством Франсиско Уртадо де Изкиерда и Хосе де Бада, как выразителей архитектуры барокко «гранадино». Гранадский мастер Уртадо Искиердо глубоко изменит направление барочной архитектуры Восточной Андалусии. Испанский историк искусства Бонет Корреа называет его создателем стиля «призматических форм». Драматическое использование света и манера наслаивать сложные формы архитектурного декора, образующими контрастную игру светотени, привели к тому, что этот метод стал характерной чертой барокко Гранады. Хосе де Бада будет не только прямым последователем школы Уртадо, но, подобно своему учителю, станет выразителем стиля нового направления позднего барокко Восточной Андалусии второй четверти XVIII века. В поисках своей оригинальной формы, мастер возвращается к рисунку Уртадо, но делает его более легким, очищает форму усеченной пирамиды и упрощает орнамент. Эклектичный по сути стиль окончательно формируется в его главной работе в Сакристии Картезианского монастыря, где явно прослеживается новая линия развития архитектурного декора. Перехлест и взаимопроникновение форм образуют пульсирующую структуру пространства. Оно геометрически организовано таким образом, что каждая часть и индивидуальна и аналогична другим, но с другой стороны, все принадлежит целому. Здесь отмечается кульминация его художественного поиска. В Сакристии сконцентрирована сущность его искусства, которая находится в постоянном развитии и является результатом тройного влияния: классического барокко Кано, которое питается корнями, пущенными архитектурой Силое, призматическими формами Уртадо и линейным декоративизмом переосмысленной восточной культуры. Таким образом, классическое, барочное и восточное с игрой световых эффектов наполняют простой по конструкции интерьер новым содержанием. Так же как и Уртадо, он ломает форму, но стилизует ее, подчеркивая более ясно то, что усложнял Уртадо. Именно здесь развивается элегантность стиля гранадского барокко. Беспокойная декоративная форма растительного орнамента Уртадо, меняется на свою систему абстрактного рисунка геометрического характера. Игру сложного перехода света и тени он меняет единственным эффектом чистого света. Динамичность рисунку резного орнамента в холодном выбеленном цвете стука придает активный ритм его повтора, а возврат к геометрическим формам отсылает к арабскому стилю, к которому обращается мастер в поиске своего художественного метода и нового искусства. Происходит процесс «арабизации» барокко, своеобразный аккорд кордобского и гранадского сочетания. Таким образом, смешение классических европейских и восточных традиций способствует органическому слиянию в целостный художественный образ архитектуры периода расцвета «пышного» андалузского барокко.