ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Актуальные направления медиалингвистических исследований в контексте лингводидактики Динамичное развитие медиалингвистики с момента её появления в 2000 году сопровождалось интенсивным ростом числа исследований медиаречи, посвящённых различным аспектам функционирования языка в системе массовой коммуникации. Концептуально-тематический анализ данных исследований как российских, так и зарубежных позволяет очертить сложившуюся к настоящему моменту внутреннюю структуру медиалингвистики, которая охватывает следующие ключевые направления: 1) определение внутрилингвистического статуса языка СМИ, его описание с точки зрения базовой парадигмы язык - речь, текст -дискурс; 2) возможности функционально-стилевой дифференциации массмедийного дискурса, классификация медиатекстов по степени реализации в них основных функций языка, каналу распространения (пресса, радио, телевидение, Интернет); 3) типология медиаречи, диапазон жанрово-видовой классификации текстов массовой информации, выделение основных типов текстов – новости, информационная аналитика и комментарий, публицистика (features), реклама; 4) лингвостилистические особенности основных типов медиатекстов; 5) экстралингвистические составляющие медиадискурса, как-то: производство, распространение и восприятие медиатекстов, социо-культурный и идеологический контекст, интерпретационные свойства медиаречи, особенности реализации метасообщения, культуро-специфические признаки; 6) лингвомедийные технологии воздействия на индивидуальное и массовое сознание (лингвистическая составляющая техник пропаганды, манипуляции, приёмов информационной политики и информационного менеджмента, связей с общественностью). 7) сопоставительное изучение лингвомедийных практик различных стран. Все перечисленные направления несомненно имеют большую прикладную ценность в контексте лингводидактики, причём это касается не только изучения того или иного иностранного языка как самостоятельной дисциплины, но и обучения иностранным языкам для специальных целей в рамках других дисциплин, тесно связанных с современными медиадискурсивными практиками – политологии, социологии, культурологии, регионоведения. Особую актуальность в условиях растущего влияния Интернет-коммуникаций и социальных сетей, а также усиления напряжённости в мировом информационном пространстве, связанного с обострением внешнеполитических противоречий, приобретает лингводидактическая разработка таких направлений медиалингвистики, как: 1) лингвокогнитивный анализ медиатекстов, их свойств на вербальном и медийном уровнях и социокультурных характеристик; 2) системное изучение интерпретационных свойств медиаречи, особенностей выражения идеологической модальности, информационно-вещательных стилей, способов передачи культурозначимой информации; 3) изучение широкого спектра приёмов лингвомедийного воздействия, используемых в новостном дискурсе, аналитике и комментарии с целью формирования определённой информационной картины мира; 4) комплексный анализ процессов взаимодействия языков и культур в условиях информационной и социокультурной глобализации; 5) сопоставительное изучение речевых медиапрактик различных стран.