ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Прагматическая компетенция включает знания и умения, позволяющие реализовывать различные интенции в соответствии с условиями речевого общения. Формирование прагматической компетенции при обучении иностранному языку предполагает формирование у студентов знаний о лингвистических ресурсах данного языка для реализации определенных иллокуций, умений правильно интерпретировать коммуникативные намерения собеседников, а также строить собственное высказывание в соответствии с требованиями коммуникативной ситуации и планируемого коммуникативного воздействия. Прагматическая компетенция в области иностранного языка является важным компонентом профессиональной компетентности специалистов по России, поскольку оказание коммуникационных и экспертных услуг в данной сфере требует умения сообщать информацию о родной стране и вести дискуссии по проблемам России на иностранном языке с учетом широкого круга прагматических факторов (интерпретация речи, информационные потребности коммуникантов, социально-этикетные аспекты речи и проч.). Навыки прагматической адаптации сообщения охватывают разные уровни языка – «подстройка» русских слов-реалий под фонетические привычки собеседника (при использовании приема транскрибирования), выбор лексических единиц с учетом фоновых знаний коммуникантов, языковое оформление речевых актов – а также экстралингвистические аспекты, связанные с отбором информации, подлежащей экспликации в сообщении. Прагматическая корректировка необходима для создания дружественной атмосферы общения, предотвращения конфликтных ситуаций, согласования намерений и интересов партнеров и других задач, связанных с обеспечением успешного коммуникативного взаимодействия. В соответствии с коммуникативным подходом формирование прагматической компетенции осуществляется наиболее эффективно в рамках ролевых игр (дискуссия, вопросы эксперту) и других форм моделирования реальных ситуаций профессионального общения (презентация, подготовка справочных материалов и т.п.).