ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Суперкомпьютер для образования в системно-информационной культуре Koэволюция paзума co сложностью антропогенной cpды cозидaem cвo6oдy. В проекте «Интеллектуальное компьютерное место учащегося» применяются две технологии – искусственный интеллект (ИИ) и интеграция науки и об- разования. Это способствует занятию биологическим партнером лидирующего положения в системе человек-машина [1-3] и жизни индивида среди инстру- ментальных систем (ИС) в рамках междисциплинарной деятельности (МежД) [4-7]. Суперкомпьютер является необходимым средством субъективации челове- ка в системно-информационной культуре (С-ИК). С-ИК является трансдисциплинарной научной средой, в которой познаватель- ная функция сознания имеет дело с трансфундаментальными смыслами. Онто- генез нуждается в РАЦИОНАЛЬНОЙ ОБЪЕКТИВАЦИИ (РацО) – восхожде- нии от восприятия (воззрения) и опыта (наблюдения) к самоочевидному синтезу ТЕОРИЙ. Естественное гуманитарное восприятие жизни требуется дополнить при обучении надпредметным опознанием метасмысла, за который отвечает си- стемное (второе) сознание индивида. Тогда не обойтись без эпистемологии (по- знания о познании [8-9]), без знания основ предметов и без сверхъестественного языка смыслов – языка категорий (ЯК) [10]. Смыслы "подъемны" только при целостном рациональном сознании человека, развиваемом при универсальном обучении (УО) [11]. В проекте предложены стратегические информационные технологии (СИТ) [12] для УО. Ввиду сложности образования в С-ИК стано- вится необходимым наличие пожизненного спаринг-партнера учащегося в де- ле самосозидания второго сознания для жизни в ноосфере. Суперкомпьютер – это средство вхождения в сложные виртуальные миры ИС. Для этого требуется непрерывное образование на базе формирования образовательного пространства смыслов (ОПС). Организация процесса самосознания - самосозидания учащегося (автопоэза) основана на опознании (ученом незнании) сложности абстракций. Достижениями авторов в проекте являются: • выбор аксиоматического метода (АМ) для познания сверхъестественной рациональности и самоочевидности смыслов века систем; • создание технологии, опирающейся на язык второго смыслового сознания – язык категорий (ЯК). Выявлены уровни аксиоматического метода САМ+(НАМ+АМ), отвечающие базовому системному сознанию, а также модели как основа компьютерного экс- перимента. Первый, начальный этап НАМ, даёт доказательную упаковку теории (Евклид). Второй, АМ, – алгебраическое обобщение теории (Гильберт). Третий, системный этап САМ, – сравнение теорий средствами ЯК. Авторами изучены: • способы опознания смысла в моделях РацО; • разметка на ЯК образовательного пространства смыслового уровня как общего, надпредметного (НОПС), так и личностного подпространства (ЛНОПС); • формирование ЛНОПС с помощью суперкомпьютера. Единство рассудочно-рационального и экзистенциально-антропологического подходов [13] к образованию позволит преодолеть сложность С-ИК. В неоклас- сической культуре при общеобразовательном обучении универсальная дидакти- ка проявлялась в виде дидактики творческого развития. В этом цикле первого сознания (жизни) был обнаружен естественный ИНВАРИАНТ развития – НЕРАЗРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. Пост-неоклассическая когнитивная револю- ция венчает недолгий исторический путь образования, понимаемого как при- вилегия, право, обязанность. Вброшенный в системную надпредметность но- осферы субъект получает право на свободу развития. Дидактика открытия Колмогорова-Успенского [14] вселяет оптимизм: человек может соответствовать сложностям абстракций. Очевидность смыслов достигается за счёт подходящих средств дескрипции. Глоттогония служит переводу смысла на язык метаматема- тики (Гильберт) и ЯК. Объектную дидактику "учить: кого, чему, как" следует дополнить субъектной дидактикой самооткрытия субъекта "я-сам: кто, где, де- ло" и воспользоваться функциональной плодотворностью символических форм в интеллектуальных процессах [15-16]. В языковых культурах естественного и математического языков наблюдается единство, определяющее их продуктивность в невозможном для РОДа. Опозна- ние и самосозидание используются для устранения личностного незнания РЯДа. КОГНОГЕНЕЗ обеспечивает личностный рост знания для экспансии в систем- ный мир на основе научного знания филогенеза (третий мир) и наличия языков смысла. Литература 1. Философия ИИ. Всеросс. межд. конф., НСМИИ РАН, Москва 17-18.03.2016. Громыко В.И. и соавторы. ИИ – наследник Интеллектуальных систем. 2. Будущее искусственного интеллекта. М.: Наука, 1991. 304 с. 3. Поспелов Д.А. Десять «горячих точек» в исследованиях по искусственно- му интеллекту. Интеллектуальные системы. М.: МГУ, Т.1, вып.1-4, 1996. C. 47-56. 4. Колмогоров А.Н. Математика – наука и профессия. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 288 с. 5. Громыко В.И. и соавторы. Образование в системно-информационной куль- туре. С. 41-44. Научно-практ. конф. "Образование и наука: современные аспекты интеграции". М.: Философский фак. МГУ, 18.11.2015. 6. Громыко В.И. и соавторы. Рациональное образование как технология со- знания. Сложные системы. М.: Приятная Компания, №3(8), 2013. С. 87-108. 7. Громыко В.И. и соавторы. Самоорганизация учащегося системные фор- мы и естественно-научные смыслы. Тр. 16-ой межд. конф."Цивилизация знаний: российские реалии". М.: РосНОУ, 2015. С. 139-149. 8. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: УРСС, 2002. 384 с. 9. Кэмпбелл Д.Т. Эволюционная эпистемология. Сборник "Эволюционная эпистемология и логика социальных наук". М.: УРСС, 2000. С. 92-146. 10. Маклейн С. Категории для работающего математика. М.: Физматлит, 2004. 352 с. 11. Громыко В.И., Васильев Н.С. Новые информационные технологии и обуче- ние в системно-информационной культуре. Сб. тр. XII Всеросс. школы- коллоквиума по стохаст. методам VI симпозиума по прикл. и промышл. математике, 2007. 12. Громыко В.И. и соавторы. Стратегические информационные технологии воспроизводства кадров XXI века. Научная конф. "Тихоновские чтения". М.: МГУ ВМК, 2014. С. 14. 13. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс- традиция, 2002. 624 с. 14. Успенский В.А. Апология математики. С-Пт.: Амфора, 2011. Предисловие к математике. СПб.: Амфора, 2015. 474 с. 15. Кассирер Э. Философия символических форм. Т.1 Язык, Т.2 Мифологическое мышление, Т.3 Феноменология познания. М.,Ст.-П.: Университетская книга, 2002. 272-278-400 с. 16. Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 224 с.