ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Вопрос о том, как первично-жизненные явления, которые представляют духовно-биографический опыт творца, присутствуют в текстах, составивших второе прижизненное «Полное собрание сочинений» (1914, далее ‒ ППСС-2) Д.С. Мережковского, не противоречит исследовательским установкам самого писателя. «Автобиографическая заметка» более чем органично смотрится в конце XXIV тома, заключающего ППСС-2. В его составе она приобрела особую значимость в свете проблемы писательской саморепрезентации и авторской стратегии, а сведения, представленные в единственной автобиографии, могут быть рассмотрены как источник и контекст всего издания. Кроме того, потребность выхода из границ художественного текста в эмпирическую действительность соответствует специфике герменевтического подхода, а выбранный для исследования материал позволяет заново поставить вопрос о «жизнетворческой» стратегии Мережковского. В докладе будет аргументирован вывод о том, что писатель сознательно согласовывал автобиографический и художественный тексты, реализуя собственный тезис о том, что лучшая из автобиографий – это произведения. Будет доказано, что выявленные в «Автобиографической заметке» лакуны обусловлены не только стремлением к краткости, на которое ссылался сам Мережковский, но и потребностью писателя скорректировать собственный облик, сложившийся в сознании современников к 1913 году. Таким образом, умело орудуя фактами, в достоверности которых трудно усомниться, «забывая» одни и вспоминая другие, Мережковский создал парадный автопортрет.