ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Автобиографический жанр доминирует в так называемой далитской литературе современной Индии. Термин далит (букв. угнетенный, приниженный) стал широко использоваться с 1970-х годов для обозначения лиц, принадлежащих к низшим социальным стратам – прежде всего, зарегистрированным (в прошлом – неприкасаемым) кастам и отсталым племенам. Политика «позитивной дискриминации» в отношении таких категорий населения, конституционно закрепленная в независимой Индии, дала положительные результаты в социально-экономической и культурной сфере, хотя множество проблем далитов остаются нерешенными. За прошедшие десятилетия в Индии появилось немалое количество писателей-далитов, голос которых хорошо слышен в общественно-политической жизни страны. Основу их автобиографических произведений в большинстве случаев составляет эмоциональный рассказ о социальной несправедливости и жестоком отношении со стороны высших каст, окружавшей их семьи в деревнях или (реже) городах, где они жили, и о том, как эти тенденции проявляются в современной Индии. Интерес к автобиографиям далитов, как и в целом к далитской литературе, сегодня обусловлен, прежде всего, высокой степенью политизированности кастовой проблематики. Поэтому далитские «рассказы о себе» привлекают внимание не только индологов-литературоведов, но и историков, социологов, культурологов, а также исследователей, работающих в смежных дисциплинах. Штат Панджаб на северо-западе Индии, отличающийся очень высокой долей низкокастового населения (более 30% жителей штата при среднеиндийском показателе около 16%), дал Индии известные имена писателей-далитов, в числе которых Лал Сингх Дил, Прем Горки, Балбир Мадхопури, Гурман Акида, Атарджит и др. В докладе будет уделено особое внимание автобиографическому роману Балбира Мадхопури «Обрубленное дерево» / Chāṅgiā rukh (1995), хорошо известному в Индии и Пакистане. Эта книга, переведенная с панджаби на хинди и английский языки, представляет собой «я»-повествование о жизни низкокастовых-чамаров в панджабской деревне Мадхопур в 1960–1980-х годах, а также о сохранении кастовых предрассудков и связанных с ними форм дискриминации в более поздние десятилетия, – то есть о факторах, которые способствуют формированию «далитской идентичности».