ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Доклад посвящен трансформации канона репрезентации исторических событий в академической живописи. В XVIII столетии главенствовала система строго выстроенной иерархии, конвенций и соответствий некоему надисторическому нормативному порядку. С активным утверждением в культуре категории «возвышенное» Эдмунда Берка сокрушающие канон и норму страсти стали господствовать. Безудержность аффектов, неподконтрольных рассудку яростных эмоций укрепили лидирующую роль «готического вкуса». Благодаря ему на территории исторической живописи стали действовать диверсанты. В изобразительном языке очевидно влияние оппозиционных канону академизма систем маньеризма, барокко, «примитивного» средневекового, непрофессионального искусства. В сюжетах декларируется обращение к средневековым национальным эпосам, преданиям, фольклору, а также к писателям, которые маркировались как готические (Шекспир, Мильтон). Отныне эти творения ассоциируются с правдой характеров и идей. Подобные готицизмы определили особенности неоклассицистических образов прежде всего в творениях английских мастеров конца XVIII - первой трети XIX века, хронологически совпадающих со стилем ампир (Фюсли, Блейка, Флаксмана). В России наиболее отзывчив к готицизмам эпохи ампир был, по моему мнению, Федор Бруни. Его странные, многословные, неканонические эскизы и картины на библейские сюжеты будто бы ведут активный диалог с Блейком и Фюсли. Они во многом подготавливают вариант сакральной живописи символистской эпохи Нестерова, Васнецова, Врубеля, апеллирующей, с одной стороны, к глубокой фольклорной традиции, с другой – к простодушному, наглядному назидательному лубку, с третьей – к экзальтированной эстетике маньеризма.