ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Арктические моря особенно уязвимы к нефтяному загрязнению из-за суровых климатических условий, слабо связанных и уязвимых пищевых цепей, низкой скорости био- и фиторазроложения нефтепродуктов. В настоящее время в мировой практике выбор экологически приемлемых технологий и методов ликвидации разливов нефти осуществляется на основе Анализа суммарной экологической выгоды (АСЭВ). Мировая практика применения АСЭВ показывает, что большая доля оценочной работы может быть проведена на стадии планирования мероприятий по ликвидации аварийных разливов нефти. Выбор стратегий реагирования должен основываться на научных принципах, воплощенных в рамках проводимого анализа экологической выгоды. Ущерб окружающей среде при применении одного варианта реагирования (например, механического сбора) сравнивается с ущербом при использовании других технологий (сжигания или диспергирования), включая их совместное применение, если характер разлива это допускает. Для оценки возможности применения технологий предлагается проводить сопоставление экспертных оценок эффективности тех или иных технологий и методов ликвидации с экологическими последствиями их применения. При этом должны учитываться все возможные природные и техногенные факторы. По результатам АСЭВ можно составлять предварительные выводы об экономической целесообразности применения технологий с учетом необходимости устранения последствий. Это особенно важно потому, что мероприятия по ликвидации последствий разлива нефти при загрязнении берега могут длиться годами, стоить огромных финансовых затрат и, в итоге, оказаться безуспешными. Поэтому предпочтение всегда будет отдаваться методам способным предотвратить попадание нефти на берег и в прибрежную мелководную зону. С целью оценки уязвимости морских побережий к нефтяному загрязнению и ранжирования берегов при разработке мероприятий по ликвидации нефтяных разливов американскими специалистами NOAA («National Oceanic and atmospheric administration») предложена система индексов экологической чувствительности ESI (Environmental Sensitivity Index). Типизация берегов по степени их чувствительности к воздействию нефти позволяет определить и наиболее ранимые, и более устойчивые к загрязнению участки. Это является ключевым моментом процесса планирования операций по устранению загрязнений в планах ликвидации разливов нефти, поскольку определяет выбор приоритетов при очистке. Однако, данная система не в полной мере учитывает все множество важных экосистемных компонентов. Несмотря на универсальность, предлагаемый перечень типов берегов и их чувствительность по отношению к разливам нефти, по нашему мнению, требуют адаптации и детализации применительно к каждому конкретному региону, и особенно к арктическим морям. Одним из способов решения этой задачи является геоморфологическое районирование береговой зоны, учитывающее морфологические и динамические особенности морских берегов. Оценка экологической уязвимости берегов, выполненная с учетом геоморфологических факторов, является более полной и достоверной, чем упрощенный анализ природных условий береговой зоны по отдельным критериям ранжирования в соответствии с оригинальной методикой. Повышается достоверность экспертных оценок уязвимости и прогноза восстановительной способности берега. При применении данного подхода параллельно с АСЭВ, решение о выборе технологий ликвидации будет качественно обоснованным и способствовать наибольшей экологической выгоде.