ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Выдающаяся поэтесса хинди Махадеви Варма, предваряя свою автобиографическую книгу «Движущиеся картины/ кино прошлого» (Ateet ke chalchitr), писала: «Когда художник передаёт находящийся перед ним объект или какого-то человека несколькими одноцветными линиями таким образом, чтобы можно было узнать их особую отличительную черту, мы называем это рисунком. И в литературе литератор несколькими словами создаёт такой рисунок, который мог бы дать представление о личности или объекте, но между ними есть разница». Имеется в виду разница между живописью и литературой. Осознавая эту разницу, сама Махадеви Варма – представительница литературного направления чхаявад - сопровождала свои стихи рисунками, благодаря чему сборники её стихов, начиная с обложки, воспринимаются как гармоничное единение поэзии и живописи, дополняющих друг друга.Для других представителей чхаявада, особенно Сумитранандана Панта, который, подобно Артуру Рембо или Велимиру Хлебникову, воспринимал цветозвук, также был очень важен цвет. Это проявляется уже в его первой поэме «Иллюзия» (Granthi), где доминирует синий (neelaa), алый (aruN), чёрный (kaalaa) и белый (safed) цвета. Определённая цветовая гамма характерна и для других поэтов чхаявада (Прасада, Ниралы), но в целом доминируют именно эти четыре цвета. Более молодой современник чхаявадистов – Агъея (Хирананда Саччидананда Ватсъяяна, 1911 - 1989), основоположник направления наи кавита – Новая поэзия, выдающийся романист и новеллист, увлекался и художественной фотографией. Один из его поздних поэтических сборников «Золотые водоросли» (Sunahle shaivaal) проиллюстрирован черно-белыми фотографиями, автор которых – сам поэт. Эти фотографии не просто иллюстрируют, но дополняют или же раскрывают потаённый смысл его поэзии, одна из тем которой - молчание. Среди фотоиллюстраций преобладают пейзажи, отражающие разное состояние природы, но при этом они ассоциируются с человеческими чувствами. Есть и изображения произведений искусства – скульптуры и архитектуры, преимущественно буддийской. Человек встречается редко – в виде силуэта, но главный символ – две изящные женские руки, открытые в жесте почтительного подношения (shradhaanjalee). Ученик и последователь Агъеи, представитель наи кавита Кунвар Нараян также создал несколько стихотворений, посвященных живописи и искусству, некоторые стихи этого поэта воспринимаются как словесная живопись.Таким образом, синтез поэтического слова и изобразительного искусства, что было характерно и для эпохи Средневековья, – одна из отличительных черт поэзии хинди ХХ века.