ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В секционном докладе указывается, что на рубеже XX и XXI веков благодаря экстенсивному распространению информационных технологий в педагогическую практику вошел видеометод обучения. Отличительной особенностью этого метода обучения является передача визуальной и семантической информации человеку посредством экранной проекции. Информация электронных изданий обновляется только авторами при выпуске нового тиража, а интернет-ресурсы технологически допускают оперативное редактирование любым пользователем. Информационные ресурсы видеометода должны быть адаптированы для выполнения основных дидактических функций (преподнесение, контроль, закрепление, повторение, обобщение и систематизация). Для создания полноценных учебных материалов требуется особый программный инструментарий в сочетании с традиционными средствами ИТ. Следует подчеркнуть, что ИТ изначально возникли для автоматизации сбора, обработки, учёта, хранения, поиска и выдачи данных пользователям. Эта специфика обусловила востребованность ИТ для науки, бизнеса и развлечений, а также соответствующую сферам применения эволюционную адаптацию способов представления данных. Средства разработки и управления основным смысловым содержимым (контентом) интернет-ресурсов (Content Management Systems, CMS) оптимизированы для рекламных и коммерческих задач. Владельцы CMS привлекают правообладателей контента условиями бесплатного или льготного размещения материалов в оболочках информационных порталов, что позволяет получать доходы от демонстрации рекламы, продажи контента и персональных данных. Таким образом, доминирующую роль в CMS-управляемых интернет-ресурсах играет не авторский контент, а управляемая владельцами оболочка. Очевидно, что в основу публикации образовательных материалов должен быть положен диаметрально противоположный принцип. В соответствии с законом №293-ФЗ от 08.11.2010, для оптимизации государственного контроля над предоставлением услуг все образовательные учреждения обязаны обеспечить создание и поддержание своего официального сайта в сети Интернет. Можно ожидать, что сайты многих образовательных будут поддерживаться CMS, не приспособленными для решения педагогических задач. Следует подчеркнуть, что закон №293-ФЗ не обязывает использовать официальный сайт организации для размещения образовательных материалов и дистанционного образования. Эти задачи решают специальные системы управления обучением (Learning Management Systems, LMS), которые возникли в результате специальной адаптации CMS для обеспечения дидактических функций в соответствии со стандартом SCORM2004: Moodle, SharePoint LMS, Blackboard, ILIAS E-Learning, Competentum, QuickLessons и пр. В первое десятилетие XXI века возникла и закрепилась тенденция подготовки электронных изданий при помощи инструментария для создания интернет-ресурсов, что снизило себестоимость изготовления учебных пособий и обеднило их функциональные возможности. Большинство LMS хорошо справляются с административно-контрольными задачами и выполнением всех дидактических функций, кроме первичного преподнесения. Опыт показал, что использование экрана как средства видеометода обучения само по себе не обеспечивает наглядности, важность которой еще в XVII веке подчеркивал великий дидактик Я.Коменский. Как известно из трудов основоположника научной педагогики в России К.Д.Ушинского, эффективность педагогического воздействия определяется соответствием законам психических явлений и обстоятельствам применения. Учёт педагогически значимых факторов при создании и использовании учебных материалов обеспечивают мультимедийные технологии.