ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В пленарном докладе отмечается, что последние два года ознаменовались стремительным ростом количества аудиовизуальных ресурсов, опубликованных в сети Интернет. Однако подавляющее большинство этих материалов имеет рекламно-развлекательный характер или обеспечивает распространение кратких новостей. Образовательные ресурсы, такие как видеолекции, в настоящее время чаще всего доставляются к пользователю посредством кейс-технологий, а не при помощи Сети. Успешное совершенствование способов обработки и вещания аудиовизуальных ресурсов привело к демаскированию трёх основных факторов, лимитирующих широкое распространение видеолекций и подобных им образовательных материалов в Интернет. На наш взгляд, первый и главный фактор – исторически сложившаяся петля в эволюции программных и аппаратных проигрывателей, благодаря которой стали смешиваться понятия «медиа-ресурс» и «мультимедийное произведение». В настоящее время подавляющее большинство современных программных и аппаратных проигрывателей, способных взаимодействовать с Сетью, ориентированы на воспроизведение простых медиа-ресурсов, а не сложных мультимедийных произведений. Под медиа-ресурсом подразумевается информационный ресурс, предназначенный для специфического восприятия через отдельный сенсорный канал (зрение, слух и др.) или их линейно организованная совокупность, не имеющая вариантов альтернативного воспроизведения (к примеру, сопряженные в одном контейнере аудиовизуальные ряды). В отличие от медиа-ресурсов, мультимедийные произведения – это совокупность медиа-ресурсов, связанных нелинейным или альтернативным сценарием воспроизведения с помощью соответствующих технических устройств. К примеру, текстовое или графическое меню мультимедийного произведения является медиа-ресурсом, интерактивные элементы которого контролируют альтернативные сценарии демонстрации прочих медиа-ресурсов (видеорядов, звукорядов, субтитров). Таким образом, мультимедиа-проигрыватели должны обладать механизмами альтернативной демонстрации информационных ресурсов и способами реализации нелинейных сценариев навигации, представленных в виде структурированных текстовых и графических оглавлений. Эти сервисные элементы отличают образовательный ресурс от развлекательного, поскольку ускоряют формирование знаний за счет стимулирования процесса принятия решений. Для видео-лекций это особенно актуально, поскольку границы между различными по содержанию фрагментами часто не обозначены резкими изменениями в содержании видеоряда, и поиск нужного фрагмента при помощи ускоренной перемотки или полосы поиска превращается в большую проблему. Проигрыватель научно-образовательных мультмедийных ресурсов должен обладать средствами управления 1) отображением технической информации о медиа-ресурсе (название; авторы; правообладатели; жанр; описание; аудио- и видео-кодеки; продолжительность воспроизведения; время от начала и до конца воспроизведения); 2) демонстрацией дополнительных текстовых элементов (титры и субтитры); 3) появлением поясняющих графических элементов (стрелки, рамки, иллюстрации); 4) переключением альтернативных звуковых дорожек 5) выбором ракурса (смена видеоряда). Эти сервисные возможности позволяют использовать мультимедийный ресурс как при первичном восприятии, так и при контроле усвоения материала; а также расширяют географию и возможность его использования в разных аудиториях. Таким образом, эффективность применения медиа-ресурсов в научно-образовательной сфере оказывается в прямой зависимости от возможностей создания и адекватного поведения интерактивных мультимедийных произведений.