ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
XVIII век в России связывается с началом масштабного строительства водных путей. В эпоху Петра I реки и озера стали соединяться каналами. На протяжении XVIII и практически до конца XIX в. они служили основными транспортными артериями. По ним перевозили значительное количество товаров: зерно, муку, железо, пеньку, лен. Кроме того, реки и искусственные водные пути использовались для лесосплава. Строительство водных путей невозможно без предварительных исследований и составления проекта. В эпоху Петра I, когда сооружение гидротехнических воднотранспортных объектов было в диковинку, император лично занимался поиском инженеров, производивших изыскания, и сам контролировал результат их работы. Но даже по построенному с помощью иностранцев Вышневолоцкому водному пути движение судов было затруднено из-за маловодности. Передача этого объекта «в содержание» М.И. Сердюкову было удачным: купец за несколько лет наладил движение грузов по системе. Исследования рубежа XVIII–XIX вв. по своей организации мало чем отличались от работ начала XVIII в.: заказчиком выступало государство, исполнители – преимущественно иностранные инженеры на русской службе. В XIX в. ситуация начала постепенно меняться. Среди инженеров становилось все больше уроженцев Российской империи, а инициатором исследований и улучшений водных путей все чаще выступало общество. Пример Д.П. Демидова показывает, как инициативный человек мог добиться строительства водной системы. Частные лица могли представлять собственные проекты, которые поступали на рассмотрение в Министерстве путей сообщения. В 1870-е гг. было получено первое разрешение на проведение исследований рек за свой счет для создания проекта водного пути, но оно требовало соблюдения ряда жестких условий. До конца XIX в. государство с осторожностью относилось к концессионным проектам. Ссылка: https://polymus.ru/ru/museum/pros/conference/xi-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-istoriya-nauki-i-tehniki/conf-2018-tesis/ozerova-n.a.-osobennosti-vzaimodeystviya-gosudarstva-i-obschestva-v-oblasti-issl/