ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В докладе я хотел бы осветить функциональное значение любовной коллизии в (ослабленном и - часто – незавершенном) сюжете лермонтовских поэм. Особое внимание будет уделено ранним, по преимуществу «байроническим», поэмам, от «Кавказского пленника» до «Боярина Орши», которые не вошли в литературный канон и редко привлекают интерес литературоведов. (В этом отношении ситуация качественно не изменилась со времен «Лермонтовской энциклопедии» и «Лермонтовского сборника»: в последних по времени крупных антологиях - «М.Ю.Лермонтов: pro et contra» - поэмы, созданные до «Калашникова», «Мцыри» и «Демона», отдельно не рассматриваются). Мне представляется интересным очертить конфликты, которые возникают при соприкосновении любовного влечения и таких семантических комплексов, как (1) групповая солидарность, (2) социальная иерархия и (3) героизированная деятельность, «подвиг». В первом случае любовь подрывает кровное родство (например, сея раздор между братьями) или исторгает героя из спаянного коллектива, во втором – пробуждение страсти расшатывает отношения господства и подчинения (отсюда – характерный для ряда лермонтовских поэм бунт против отца, а также инверсия отношений пленника и хозяина, намеченная уже в «Кавказском пленнике» и «Двух невольницах» и развитая в «Литвинке»); наконец, в третьем случае речь идет о несовместимости прочной интимной связи и героического самоутверждения в «битвах» (будь то войны, разбойничьи набеги или даже азартные игры). Выделить специфически лермонтовские акценты в трактовке любовной интриги я постараюсь на фоне его непосредственных литературных образцов («Восточные поэмы» Байрона и «Южные поэмы» Пушкина).