ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Рассмотрение метафоры, как объекта научного изучения, традиционно относится к области филологии и лингвистики, однако эта проблема сложнее и многограннее. Исследование проблемы метафоры в философских работах интересует несколько направлений философии. Оно находится на стыке эстетики, онтологии, философии языка и коммуникации. В традиционном представлении метафора имеет два измерения - два пространства. Первое пространство содержит метафорическое описание, а второе пространство отражается метафорой. На основе этой модели были построены различные подходы к изучению метафоры. Эти подходы рассматривали предмет исследования как средство выразитель- ности письма и речи. Однако с течением времени и развитием науки она перестала удовлетворять специалистов: часто двупространственная модель не давала возможность конструировать и интерпретировать метафоры в соотвествии с действительными знаниями о мире, приходилось затрагивать соседние метафоры, что создавало новое пространство. Лингвист А. Ричардс разложил структуру метафоры на две части: «смысл» и «образ» - внутренняя часть и оболочка. В теории Ричардса классическая теория находит свои первые изъяны. М. Блэк построил «интеракционную теорию». В ее основе лежит утверждение, что метафора - это языковой феномен, который затрагивает нечто более глубокое, чем словесные комбинации, а именно концептуальные структуры. Исследователи метафоры Дж. Лакофф и М. Джонсон предложили свою теорию метафоры и стали сторонниками когнитивной теории. Данная теория предполагает рассматривать метафору как результат когнитивной операции над понятиями, она помогает понять данные из определенной области знаний, основываясь уже на имеющимся опыте и понятиях из других областей. В российской лингвистике их идеи подержала Н. Д. Арутюнова. Ее теория затрагивает вопросы функции метафор. Философия - такая область знания, которая может вызвать сложность в восприятии даже у взрослого, образованного человека. У неподготовленного человека такие особенности, как философские конструкции, мысленные эксперименты, обилие терминов и использования слов в другом значении, вызовут скорее непонимание, чем интерес к этой науке. Поэтому философы часто прибегают к использованию метафор. В общем виде отношение философов к метафоре может быть одним из следующих: отрицание роли и значения метафоры в философском тексте, использование ее с ограничениями, нейтральное отношение, или высокая оценка роли метафоры в философском тексте. В философских текстах метафоры выполняют ряд функций, сближающих философию с художественной литературой: эстетическая, номинативная, инструментальная и эмоционально-экспрессивная. Выполняя эти функции, метафора способствует формированию мировоззренческой картины. Собственно философские функции метафоры - это онтологическая и гносеологическая. Первая способствует созданию новых терминов, концепций и целой языковой картины мира. Вторая - увеличение смысла понятия через связь с другими понятиями, на первый взгляд отдаленными от ключевого. Можно сказать, что теории метафоры в лингвистической и филологической традиции рассматривают ее на объектном уровне, а философские теории - на метауровне. Эти уровни рассмотрения применяются вместе и практически не отделимы. Мы выделяем некую часть текста, по лингвистическим признакам метафоры, затем работаем с ее смыслом на метауровне.