ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Говоря о пристальном внимании А.Ф. Лосева к проблемам эстетики, нельзя упускать из вида специфику употребления им этого слова. Здесь мы имеем дело с ситуацией, когда масштаб мыслителя позволяет ему не опираться на уже сложившиеся дефиниции, а смело и аргументировано формулировать новые. Причем речь идёт не только о прояснении понятий внутри определённой науки, но об изменении самих её границ, решительном пересмотре её проблемного поля. Лосев значительно расширяет круг вопросов, входящих в компетенцию эстетики, многие общефилософские и культурологические проблемы рассматриваются им в модусе эстетического. Нужно признать, что такой подход весьма созвучен некоторым актуальным направлениям современной западной эстетики. В частности, схожую тенденцию мы можем наблюдать у представителей так называемой теологической эстетики (У. фон Бальтазар, О. Клеман, Д. Мануссакис). Учитывая общую направленность лосевских исследований, представляется небезынтересным, во-первых, сопоставить понимание эстетики и эстетического, формулируемое в рамках теоэстетики, с тем, которое мы можем найти у Лосева. Методология, применяемая и в том, и в другом случае, определяет нашу вторую задачу: выявленные результаты сопоставления рассмотреть в контексте феноменологии как философской установки и в контексте общих установок феноменологической эстетики (Р. Ингарден, М. Дюфренн, Н. Гартман).