ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В последнее десятилетие методы преимплантационного культивирования эмбрионов млекопитающих (в том числе человека) дополнились высоко эффективными подходами к культивированию эмбрионов in vitro в период имплантации и в первые недели дней после него [Bedzhov et al., 2014a; Bedzhov et al., 2014b; Morris et al., 2012]. Хотя первые попытки исследований в этом направлении относятся еще к концу 70-х – 80-м гг. [Hsu et al., 1979; Wu et al., 1981], систематические исследования периода пери- и постимплантационного развития стали возможны только после тщательной отработки условий культивирования, произведенной в последнее время [Bedzhov et al., 2014b]. С использованием этих методик, в ряде работ показаны: механизмы и динамика детерминации клеточных линий, морфогенетические механизмы образования зародышевого цилиндра; переоценена роль апоптоза в раннем эмбриогенезе [Bedzhov, 2014a; Nakai-Futatsugi, 2015]. Основываясь на отработанных животных моделях, ряд авторов обратились к исследованию этих же периодов развития эмбриона человека [Deglincerti, 2016; Shahbzi, 2016]. Последние работы потенциально сопряжены с этическими проблемами, однако на сегодняшний момент отработан алгоритм проведения подобных работ и сформулированы этические ограничения: планируемое исследование должно быть одобрено этическим комитетом; пациенты, донирующие свои эмбрионы для исследований, должны быть информированы о целях, задачах и методах планирующегося исследования; эмбрионы человека должны культивироваться не более 14 дней (или наступления стадии первичной полоски) [Hulbut et al., 2018]. Соблюдение этих правил делает исследования такого типа легитимными, допустимыми по моральным соображения и высоко ценными с точки зрения науки. Благодаря активным работам в этой области в последнее десятилетие объем доступной информации по развитию человека от стадии бластоцисты до стадии предгаструлы вырос во много раз. При этом, помимо сугубо феноменологических данных (паттернов экспрессии генов, морфогенетических процессах и пр.), развитие этого направления поставило глубокие вопросы о механизмах самоорганизации в развитии эмбриона, роли генетических и эпигенетических факторов в эти периоды развития и «распределения ролей» в процессе имплантации между эмбрионом и матерью. На текущий момент работы по пери-имплантационному развитию млекопитающих технически возможно проводить во многих институтах РФ. Вызывает глубокое сожаление практически полное отсутствие работ этого направления в нашей стране. В настоящем докладе суммированы основные методики работы с эмбрионами этого периода развития и дан обзор наиболее интересных данных, полученных при этих исследованиях.