ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Первая мировая война оказала колоссальное влияние на самые различные аспекты развития международных отношений и мировой политики в XX веке. Один из них, и отнюдь не маловажный, – характер осмысления международно-политических реалий самими государственными деятелями послевоенной эпохи. Цель данного доклада – раскрыть характер понимания произошедших после 1918 г. изменений французскими и британскими политиками, государственными служащими внешнеполитических ведомств в 1920-е годы. Он призван продолжить дискуссию в современной историографии международных отношений межвоенного периода, сосредоточенную на вопросе о том, насколько велика была роль когнитивного фактора, осмысления «уроков войны» в формировании внешнеполитических курсов великих держав в 1920-е гг. (работы П. Джексона, П. О’Корса, З. Стейнер, Ж.-А. Суту, С. Жаннессона и др.). При написании доклада были использованы редкие материалы из национальных архивов Франции (Archive Nationale) и Великобритании (The National Archives). В центре его внимания стоят вопросы об увеличении роли экономического фактора в мировой политике (на примере идей Э. Клемантеля, Ж. Сэйду, Э. Даладье), возросшей «цене войны» (А. Бриан, П. Пенлеве, У. Черчилль), поисках новых путей регулирования международных отношений и релевантности прошлых методов (Д. Ллойд Джордж, О. Чемберлен, Э. Кроу), институциональных реформах в Форин Офисе и Кэ д’Орсэ как результате анализа послевоенных реалий. Продемонстрировано, что дискуссия о причинах войны и ее последствиях, разворачивавшаяся не только «за закрытыми дверями», но и в общественном мнении, являлась одним из составных факторов формулирования внешней политики Франции и Великобритании в 1920-е годы. В заключении автор указывает на сложное переплетение во внешнеполитических курсах Парижа и Лондона традиционных методов «Realpolitik», необходимости учитывать турбулентную международную обстановку и обращать внимание на общественное мнение собственных стран, попыток учесть «уроки войны» и сделать из них соответствующие выводы.