![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Научные общества возникли в эпоху, когда наукой занималось небольшое число любителей, для которых научно-исследовательская работа не была источником дохода. Наиболее известной из таких организаций было Лондонское Королевское общество, основанное в 1667 году. Среди английских исследователей было поразительно много "непрофессионалов", занимавшихся наукой "на общественных началах": школьный учитель Джон Дальтон (1766-1844), врач Томас Юнг (1773-1829), провинциальный помещик Чарльз Дарвин (1809-1882), внесшие выдающийся вклад в науку. Первые русские исследователи появились во времена царствования Петра Великого: предприниматель Иван Тихонович Посошков (1652-1726), крупные государственные деятели Иван Кириллович Кириллов (1689-1737) и Василий Никитич Татищев (1686-1750). Михаил Васильевич Ломоносов формально был профессиональным исследователем, получающий жалованье на службе, но фактически вел себя в науке, как английский лорд, занимаясь тем, чем ему самому было интересно, не задумываясь о ведомственных границах. Первым научным обществом в России - это Московское общество испытателей природы (МОИП), основанное в 1805 г.(до 1917 года - Императорское Московское общество испытателей природы), которому удалось объединить под одной крышей людей науки и около научную общественность- любителей науки (непрофессионалов). Дальнейшее развитие научных обществ в России связано с деятельностью выдающегося организатора науки, ректора Санкт-Петербургского университета Карла Федоровича Кесслера (1815-1881), по инициативе которого проводится несколько съездов естествоиспытателей, на которых обсуждаются как чисто научные проблемы, так и проблемы организации науки.В 1868 г. по инициативе К.Ф.Кесслера создается Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей, которое в 2018 г. будет отмечать свое 150-летие со дня основания. В 20 веке и в наше время научные общества играли и во многих случаях играют важную роль в научно-исследовательском процессе, но и выступают на современном этапе в оппозиции против государственной политики в отношении самой науки и образования.