ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Известно, что в философии М. Хайдеггера после поворота 30-х гг. всё большую важность начинает приобретать мысль о глубоком родстве поэзии и философии, Dichten и Denken. Тем не менее, российское и зарубежное хайдеггероведение ещё не в полной мере оценило, насколько немецкий «поэт поэтов» (по выражению самого Хайдеггера), Фр. Гёльдерлин, повлиял на формирование языка, содержательной и даже методологической составляющей поздней мысли философа. Диалог с Гёльдерлином является для Хайдеггера не просто поводом для размышлений о связи философии с искусством, а источником глубоко созвучных идей, позволивших ему дополнить и развить свой собственный проект подготовки "иного" начала истории. Отправным пунктом доклада станет анализ тех методологических принципов, которыми Хайдеггер более или менее явно руководствуется в своём прочтении поэзии Гёльдерлина и в которых уже можно обнаружить важные аспекты «преодоления метафизики». Формулировка задачи толкования в терминах поиска «сочинённого», которое несводимо ни к написанному тексту, ни к образной составляющей произведения, ни к его философскому смыслу, предъявляет к интерпретатору весьма нетривиальные требования, выражающиеся в принципах конструктивной тавтологии, отклонения упрощающих объяснений, озвучивания смысла, разработки ландшафта языка. Вслед за этим, «иные» начала мысли будут рассмотрены уже на конкретном примере истолкования «песен потоков» (Stromdichtung) Гёльдерлина: будет показано, как материальная конкретика рек - Рейна и Истра, образующих ландшафт германской земли, обретает дополнительные смысловые измерения через раскрытие (1) борьбы истока и проистёкшего в их течении, (2) их роли в историческом возвращении народа «домой»; (3) их «полубожественного» существа.