ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
При этом недостаточно внимания уделяется развитию массовой физической культуры и спорта (ФКС) и ее инфраструктуры, хотя материально-техническое обеспечение является существенным фактором, определяющим невысокий уровень охвата населения РФ систематическими занятиями ФКС. А уровень физической активности населения является одним из ключевых факторов, влияющих на здоровье нации. При этом обеспеченность населения РФ спортсооружениями на конец 2012г. возросла до 182,7 ед. (на конец 2011г. - 177,5 ед.) в расчете на 100 тыс. чел., а их единовременная пропускная способность – до 25,1% от норматива (24,5% - в 2011г.). В результате, доля граждан РФ, систематически занимающихся ФКС, увеличилась: с 18,5% в 2010г., 20,6% в 2011г. до 22,5% в 2012г. с отставанием от целевых показателей (20% в 2010г. и 23% в 2011г.). Одна из причин – невыполнение показателей по вводу в строй новых спортсооружений в регионах РФ, в частности, вследствие дефицита большинства региональных и муниципальных бюджетов. При этом средняя годовая загруженность мощностей спортсооружений в РФ в 2012г. составила 51,7% (в том числе, плоскостных – 49,2%, спортзалов – 56,4%, крытых спортивных объектов с искусственным льдом – 65,8%, манежей – 26,1%, плавательных бассейнов – 48,8%, сооружений для стрелковых видов спорта – 76,3%, ФОКов – 53,1%). Это свидетельствует о существенных резервах использования действующих спортсооружений, особенно крытых, о сезонности использования плоскостных спортсооружений (открытых), популярности у населения определенных видов спорта, дефиците и невысокой доступности определенных типов спортсооружений, недостатке свободного времени и неразвитости потребности в занятиях ФКиС у значительной части населения. Массовый спорт активно развивается в Европе на базе спортивных клубов, где каждый человек, приходящий в него является членом спортивной семьи, он может заниматься вместе с известными спортсменами. В России в соответствии со Стратегией-2020 активизировалась работа по формированию организационной основы управления развитием массового спорта в стране с формированием системы спортивных клубов. Общее число спортивных клубов в 2011г. составило в РФ около 20 тыс., в которых занималось 2,6 млн. чел., в 2012г. – 2,3 млн. чел., что свидетельствует о слабой развитости данного вида физкультурно-спортивных организаций в России. Таким образом развитие современных спортивных клубов является актуальной задачей для государственных и местных органов власти, руководителей предприятий и организаций, учебных заведений РФ и руководства спортивных сооружений. Целесообразно внести в состав аккредитационных показателей учебных заведений всех уровней наличие действующего спортивного клуба и число (%) занимающихся в нем учащихся, преподавателей и сотрудников. В этом плане важное значение имеет встреча Президента РФ В.В.Путина с представителями студенческих спортивных клубов (24 января 2013г.), на которой было принято решение о создании Ассоциации студенческих спортивных клубов для содействия их развитию в каждом вузе с расширением участия студентов в систематических занятиях массовым оздоровительным спортом. В 2013г. уже в 25% аккредитованных государственных вузах действовали студенческие спортивные клубы (26 апреля 2013г. такой клуб был создан в МГУ имени М.В.Ломоносова). Целесообразно подобные ассоциации создавать для развития школьных, местных и производственных спортивных клубов на региональном уровне. Среди источников финансирования ФКС в России особая роль отведена бюджетному финансированию со стороны федерального правительства и субъектов Федерации.Авторами доклада предлагается использовать различные формы государственно-частного партнерства (ГЧП) как важный фактор развития инфраструктуры массовой физической культуры и спорта в условиях сокращения бюджетного финансирования отраслей социальной сферы до 2016г. Схемы ГЧП активно используются во многих странах для строительства и эксплуатации различных спортивных сооружений. Одной из форм государственно-частного партнерства в сфере модернизации и развития крупных спортсооружений могут быть ОАО смешанного типа, где государственные органы и частные инвесторы являются акционерами. При этом контрольный пакет акций для сохранения управляемости спорткомплексом и его профиля должен оставаться в руках государства. Другим направлением ГЧП в развитии инфраструктуры массовой ФКС может быть строительство (и обслуживание) частными компаниями по заказу государственных органов управления быстровозводимых и экономичных спортсооружений (по сравнению с традиционными). В этом плане представляет интерес опыт компании ASATI (США). В России компанией АСАТИ в 2000-ые годы построен целый ряд быстровозводимых воздухоопорных спортивных сооружений (спортзалы, катки, бассейн) в различных регионах страны. Для успешного развития различных форм ГЧП в сфере ФКС необходимо в 2013г. принять федеральный закон «Об основах государственно-частного партнерства в РФ» и скорректировать или принять соответствующие ему законы в субъектах РФ. Также необходимо повысить роль лизинга в ускоренной модернизации активной части основных фондов спортсооружений, оказывающих платные услуги, особенно современного дорогостоящего спортивного оборудования. Одним из важнейших условий развития инфраструктуры ФКС в России является создание и эксплуатация единой автоматизированной информационной системы (АИС) спорта. Особой задачей руководства спортсооружений, обеспечивающей во многом решение многих предыдущих задач, является эффективный менеджмент, отвечающий современным требованиям к их управлению в условиях конкурентной рыночной среды и, особенно, в условиях международной конкуренции, требующей внедрения международных стандартов во все виды их деятельности. Эта задача может решаться на основе целевой подготовки, организации производственной практики и отбора наиболее способных выпускников экономических вузов и факультетов университетов, специализирующихся в области экономики и управления физической культурой и спортом.