ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Компилятивное описание musica instrumentalis в сочинении Гуго Сен-Викторского «Дидаскаликон» обнаруживает любопытную деталь: к традиционному делению музыкантов на две категории (сочинители песен, исполнители инструментальной музыки) прибавлена третья разновидность. Это тот, кто выносит суждение о песнях и пьесах (quod instrumentorum opus carmenque diiudicat). Зачем потребовался этот «музыкальный критик»? Как известно, ещё в античности сформировалось разделение на практиков и теоретиков музыки, и эти сферы мало соприкасались: первые были ближе к уличным музыкантам, вторые – к философам; законодатель интеллектуальной «моды» Средневековья – Боэций – считал рассуждение общим свойством музыканта. В период Империи знание о музыке (теория) приобретает статичность – как отражено у Квинтилиана и Цицерона, ценно было практическое применение музыкальных инструментов у ораторов; теория мирно консервировалась. Подобное отношение успешно перешло в христианство и отражено у Отцов Церкви: есть музыка полезная и вредная. Отсюда две разновидности деятельности: одни люди музыку исполняют, решая конкретную задачу создания настроения, а другие сохраняют знание о том, что полезно, а что вредно, – но никак не рассуждают. В то время практическая составляющая интересовала больше и естественно для христианства формировалась со ссылкой на традицию. Христианская культура с возрастающим вниманием обращается не только к душе, но и к телу человека: так, уже Боэций задумывается о возможностях человеческого слуха и задаётся вопросом: может ли человек рассудить, что фальшиво, а что гармонично? Человек, не знакомый с теоретическими изысками и не благословлённый на это Господом? Так, реформа Григория Великого служит тому, чтобы не потребовалось кому попало рассуждать о музыке в церкви и оценивать её (этой цели помог и папский авторитет). Но неуклонно развиваются певческие практики, а затем внедряется реформа Гвидо Аретинского. Это развитие не обошло стороной и аббатство Сен-Дени к XII веку. XII век становится временем рассуждений и яростных споров – вспомним Абеляра, Бернарда Клервосского. Новые тенденции вынуждают рассуждать по-новому и одновременно развивается стремление к любопытствующе-критическому отношению к реальности. Рассуждение становится в XII веке самостоятельным видом деятельности, искусством. Таким образом, «судья» Гуго Сен-Викторского, оказывается необходимым, предшествует музыканту, который занят и практической, и философской деятельностью, соединяя музыку небес и земли.