ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Будучи проектом не только художественным, но и антропологическим, по пересозданию человека и обновлению его чувств, авангард не мог обойти вниманием кинестезию. В физиологии кинестезией называются ощущения от движущегося тела, осознанные или бессознательные, и важные для поддержания равновесия, позы и для координации движений. В первые десятилетия ХХ века ученые активно исследовали кинестезию, а художники открывали для себя возможности «шестого чувства». Во многом этому способствовало возникновение в эти годы нового, «свободного» танца, носившего характер эксперимента. Многие художники и танцовщики были знакомы между собой. Василий Кандинский писал о значении «чистого», или «абстрактного» движения в искусстве и проводил эксперименты с танцовщиком Александром Сахаровым, входившим в объединение «Синий всадник». Ф.-Т. Маринетти придумал новое искусство прикосновения – «тактилизм»; вместе с художницей Бенедеттой Каппа, он создавал «тактильные таблицы для путешествующей руки». Ученики Михаила Матюшина Борис и Мария Эндер развивали «расширенное» восприятие мира, с включением в него пространственного чувства, и у участников танцевальной студии «Гептахор». Этот список можно продолжить, показав, что на заре ХХ века художники и танцовщики плодотворно сотрудничали в изучении возможностей «внутреннего зрения» – кинестезии – для создания нового искусства.