ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
На протяжении веков естественно-правовая концепция продолжает оставаться неизменным правовым догматическим течением в зарубежной и российской юридической науке. Антагонизм «естественного» и «позитивного» в праве постепенно уступает своё место диалектическим началам, современное понимание которых, на наш взгляд сводится к борьбе противоположностей, приобретающей больший уклон в сторону «правового оппонирования» с последующим окончательным этапом их взаимодействия и взаимозависимости. Когда мы рассуждаем об индивиде, как носителе естественных прав и свобод, то обращаем внимание на его индивидуальное отношение к издаваемым позитивным нормам права, к праву в общем понимании, к явлениям и процессам, проистекающим в государстве и обществе в рамках «интуитивного права». В связи с этим для формирования представления и отношения к праву целесообразно выделить его системообразующие элементы: 1. Субъективно-гносеологический (индивидуально-познавательный). 2. Субъективно-герменевтический (индивидуально-объяснительный). Указанные элементы интуитивного права относятся в эйдологическую группу. Следует подчеркнуть, что при несовпадении эйдологического (гипотетического) системообразующего элемента с эмпирическим у человека пропадает всякий интерес к праву (объекту в праве). Вместе с тем, интерес предваряет использование права, и наряду с этим является стимулирующим средством сознательно-интуитивном уровне, необходимым человеку в использовании и реализации своих прав. В научной литературе было предложена классификация интересов по следующим основаниям: 1. По признаку носителя (личные, коллективные, общественные); 2. По содержанию (экономические, политические, духовные); 3. По социальной значимости (коренные, некоренные); 4. По времени действия (постоянные, временные) 5. В зависимости от правильности осознания субъектами объективных своих интересов (действительные, реально существующие, искажённые, мнимые, утопичные) . В силу того, что интуитивное право (как и само естественное право) имеет по своей сути, метаюридический характер, возникла необходимость его правового закрепления, поэтому отношения между обществом и государством должны быть легитимированы. В добавление следует обозначить следующую мысль: «Субъект лишь тогда и постольку вправе требовать для себя некое благо от своих сограждан, когда и поскольку он сам предоставляет им нечто равноценное этому благу» - основные права и свободы, размещённые в конституциях, являющиеся добровольно «пожертвованными» обществом ради приобретения ещё более ценных позитивных благ: реализации, защиты, охраны, гарантированности, соблюдения, стабильности, прав и свобод. Концепция интуитивного и официального права прямо соответствовала основной идее субъективного и объективного права, согласно которой положительная норма права, дающая возможность её использования индивидом, формирует в нём определённое отношение к указанной норме. Интуитивное право на современном этапе интеграции естественного и позитивного права оказывает влияние на формирование коллективного правосознания и правопонимания. В совокупности это эффективно стимулирует формирование правовой активности . Интуитивное право также может рассматриваться, как «право индивидуального независимого волеизъявления». Это один из эффективных демократических методов влияния интуитивного (субъективного) права на официальное (позитивное).