ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Данная работа посвящена изучению вопроса о способах обозначения источников информации в «Житии Евфимия Великого» Кириллом Скифопольским, его автором. Объектом исследования являются принципы и критерии отбора автором жития необходимых сведений для составления текста с сохранением достоверности изложения на протяжении всего повествования. Цель исследования – выяснить, каким именно образом Кирилл Скифопольский ссылается на используемые им источники, что он говорит о своих информантах. Материалом для написания работы послужил фактически только оригинал текста жития, поскольку в данной области исследования практически не проводились; имеются лишь отдельные научные труды, частично касающиеся рассматриваемой нами темы: «Град Пустыня» Дерваса Читти, статьи «Православной энциклопедии». Методы исследования: 1. Проследить на протяжении всего текста, как Кирилл Скифопольский обозначает своих главных информантов, как знакомит с ними своего читателя. 2. Собрать все возможные данные по каждому свидетелю из различных источников. 3. Сопоставить годы жизни информантов с годами жизни святого Евфимия, сравнить между собой ту информацию, которой они снабжают автора. 4. Рассмотреть и другие тексты житий, вошедшие в «Палестинский патерик», многие из которых описывают жизнь интересующих нас информантов и содержат важные факты 5. Систематизировать и проанализировать полученную информацию Актуальность выбранной темы весьма велика, поскольку данный аспект почти не освещен в науке. Фигура Кирилла Скифопольского, автора «Палестинского патерика», является весьма уникальной в процессе становления житийной литературы VI вв. Его по праву можно назвать имманентным автором – о его собственной биографии мы узнаем непосредственно из текстов житий, в которых он оставил немногочисленные автобиографические очерки. Кирилл Скифопольский является не единственным автором, проделавшим столь кропотливую и тщательную работу по отбору информации и свидетелей. Известно, что при императорах Домециане и Диоклетиане значительная часть записей погибла в огне, поэтому, когда Евсевий Кесарийский (ок. 263-340 г.) предпринял попытку составления полного собрания сказаний о древних мучениках, он не нашел достаточного материала в литературе мученических актов и был вынужден проводить поиски в архивах учреждений, производивших суд над мучениками. Сохранилось его сочинение «Книга о палестинских мучениках». Также известны своими трудами в этой области епископ Тагритский Маруфа, монах бенедиктинского монастыря Узуард и другие. Более обширна литература житий святых иного рода – жизнеописания преподобных, подвижников и др., сюда же относится и рассматриваемый нами автор. Древнейший сборник таких сказаний принадлежит руке Дорофея Тирского – сказание о 70 апостолах. В числе наиболее выдающихся произведений можно отметить «Жития честных монахов» патриарха Александрийского Тимофея, Лавсаик («Historia Lausaica»). На Западе главными представителями были Руфин Аквилейский («Vitae patrum»), Иоанн Кассиан, проведший в странствиях по монастырям и скитам Египта около 10 лет («Collationes patrum in Skythia»), Григорий Турский, написавший ряд агиографических сочинений («Gloria mertyrum», «Gloria confessorum», «Vitae patrum»), Григорий Двоеслов («Dialogi»). С 9 в. в житийной литературе проявится новая черта – тенденциозное (нравоучительное, отчасти политически-общественное) направление, призывавшее украшать рассказ о святом вымыслами. В ряду таких агиографов первое место занимает Симеон Метафраст (2 пол. 9 века). В 681 г. он издал «Жития святых», составляющие самый распространенный первоисточник для последующих писателей не только на Востоке, но и на Западе. Таким образом, нашим глазам предстает следующая картина: люди во все времена стремились сохранить свою историю, передать ее потомкам в первозданном виде. Именно поэтому агиографы всех времен проделывали трудную работу, собирая по крупицам все имеющиеся сведения из письменных и устных источников, структурируя их в последовательные повествования. На сегодняшний день анализ подобных произведений не актуален, данным вопросом занимается небольшое число людей. Известны лишь частные труды, такие, как «Древнерусские жития святых как исторический источник» В.О. Ключевского, «Древнерусские княжеские жития» Н. Серебрянского. В нашей работе мы попытаемся проанализировать все основные моменты, выявить важные аспекты и подтвердить уникальность Кирилла Скифопольского как имманентного автора и талантливого историка.