ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Хотя «Сравнительные жизнеописания» Плутарха принято рассматривать как цельное произведение, принципы изложения материала в них (организация нарратива) довольно сильно различаются от биографии к биографии: и по расположению материала, и по подробности в изложении, и по количеству (и вообще наличию) отсылок к источникам и анализу этих отсылок, и по интонации, и т.п. Связано это и с порядком работы над биографиями (хронология «Жизнеописаний» – это отдельная и едва ли не основная проблема их изучения), и самим материалом – Плутарх не придерживается заданной схемы (а такие схемы в жанре биографии, хоть он и был достаточно поздним, ко времени Плутарха уже сложились) – напротив, он подчиняет манеру повествования исходному материалу. Биографию Криолана он описывает посредством драматической структуры – deus ex machina, перипетия, гикесия, чередование «эпизодиев» (подробно описанных сцен) и «стасимов» (краткой характеристики «фоновых» событий и моральной оценки). Показательно, что те аспекты, которые выделяет в истории Кориолана Шекспир и которые оказываются подчеркнутыми в театральных постановках и киноинтерпретациях (взаимоотношения героя с матерью, личностная незрелость и двойственность характера, проблема политтехнологий), – аспекты, делающие сюжет драматическим (в жанровом, а не эмоциональном смысле слова), заложены уже у Плутарха. Что означает, что его метод изложения можно назвать драматическим в том же смысле – не единственным, но все же сознательным методом изображения жизни его героев.