ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Для Всеволода Некрасова первые опыты развернутого формулирования собственной эстетики были спровоцированы – и, видимо, не случайно – явлениями современного изобразительного искусства, так или иначе соотнесенного с фотографией: «Как смотрим: о «фотореализме» и живописи Эрика Булатова» (ноябрь 1981), статьи о творчестве Ф.Инфанте, начиная с выставки «Присутствие» в горкоме графиков (апр. 1982). Фотография как искусство предполагает для Некрасова в начале 80‑х обращение к таким ключевым идеям, как эстетика повседневности, понимание искусства как способности не создавать альтернативный мир, а увидеть задевающее, запоминающееся, «кадрировать»; понимание лирики как «общего для всех». (Заметим, что связь композиционных принципов поэм-«предметников» лично и литературно близкого Некрасову М.Е.Соковнина с принципами «фотоальбома» отмечалась, хотя и без пояснений, И.А.Ахметьевым; эта связь, на наш взгляд, очевидно отразилась в недавней книге «Михаил Соковнин в фотографиях Константина Доррендорфа» (М., Иерусалим, 2018).) Чуть позже представление о фотографии оказывается для Некрасова связано с важнейшим для концептуализма «изживанием материала». Так, иронически поданной фразой «Какой же он художник, если он фотографирует?» открывается набросок одного из эстетических манифестов; дальше эта фраза интерпретируется не столько как общее место, а как собственное заблуждение, имевшее свои причины, но преодоленное: «…Искусство как предмет, нечто непреложно материальное, стих-кристалл, живопись – драгоценная красочная поверхность с огромным числом колебаний (Вейсберг)». Почему думали так? потому что так якобы достигалась «самоценность, «самовитость» и независимость от «литературы» – принуждения внешнего и внутреннего… Это ощущение и застали мы в 60е годы, когда они были еще 50». Еще позже Некрасов начинает настаивать, что Инфанте (понимаемый как его alter ego в изобразительном искусстве) занимается не фотографией как таковой («другой жанр принципиально» - «Из кристалла», 2001), а объединением «логики абстрактной конструкции со всей конкретностью живого, переживаемого изображения»; современное искусство должно «соединять изобразительность и… формотворчество; традицию русской живописи и западного авангарда. Вообще традиционность и новаторство». В творчестве самого Некрасова этому соответствует соединение ориентации на живую речь и авангардистски «обнаженного» приема (например, паронимии).