ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Во второй половине ХХ века сформировался взгляд на миграцию трудовых ресурсов как важный элемент экономического развития мира, инструмент партнерства между более развитыми и менее развитыми государствами на взаимовыгодных условиях: первые предоставляют вторым рабочие места и возможность заработка, а вторые предоставляют первым рабочую силу, в которой те нуждаются. При этом экономистами предполагалось, что важным преимуществом иностранной рабочей силы на рынках труда более развитых стран является ее гибкость: увеличение ее присутствия в периоды высокого спроса на труд и сокращение в периоды спада. Нефтяной кризис начала 1970-х гг. был первым, который показал, что иностранные работники не спешат покинуть страну пребывания даже в условиях роста безработицы. Дальнейшие масштабные кризисы – азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг. и особенно глобальный экономический кризис 2008-2009 гг. – доказали, что миграция в условиях кризиса все равно сохраняется (а незаконная даже увеличивается), так как в некоторых секторах экономики по-прежнему существует структурный спрос на рабочую силу. Собственные безработные либо не хотят выполнять непрестижную работу, либо не обладают необходимой квалификацией. Более того, кризисы продемонстрировали, что сохранение открытых рынков для мигрантов – важный фактор, стимулирующий экономический подъем. Гибкость мигрантского сегмента рынка труда проявляется в том, что иностранные работники во время кризиса проявляют большую способность адаптироваться к ухудшающейся ситуации на рынке труда, чем местные жители. Фактически наблюдаются две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, мигранты становятся первыми жертвами увольнений и невыплат заработной платы, а с другой стороны, работодатели зачастую стремятся заменить местных работников иностранными, имея в виду их меньшую правовую защищенность (или отсутствие таковой, если речь идет о нерегистрируемом найме) и готовность работать на менее выгодных условиях. Однако такая ситуация сопряжена с рядом вызовов для государственной политики принимающих стран: в плане регулирования рынка труда, недопущения недобросовестной конкуренции, контроля над внешней трудовой миграцией, пресечения нерегистрируемого трудоустройства.