ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Психологическая саморегуляция функционального состояния (ФС), понимаемая как осознанный выбор и целенаправленное применение психологических средств, обеспечивающих формирование требуемого (целевого) ФС, остается одной из наиболее актуальных областей изучения в психологии труда и организационной психологии (Дикая, 2003; Леонова, 1988; 2007; Леонова, Кузнецова, 2007; Прохоров, 2002, 2009). Среди разных направлений исследований саморегуляции можно выделить особую проблемную зону - изучение специфики функционирования системы средств психологической саморегуляции ФС как ключевой составляющей в структуре профессиональных компетенций специалистов социономической сферы. Для данных видов профессионального труда характерно частое возникновение таких ситуаций взаимодействия с клиентом, при которых способность эффективно управлять своим состоянием напрямую обеспечивает успешность выполнения трудовых задач. Эффективность саморегуляции связана с выбором адекватных ситуации средств и способов оптимизации ФС. Результат работы данной системы средств – заданная степень соответствия текущего ФС требованиям профессиональных задач и жестко заданным правилам организационного поведения в конкретных условиях. На наш взгляд, способность быстро формировать целевое ФС является профессионально-важным свойством современного специалиста. При этом умение гибко и эффективно управлять своим состоянием в некоторых видах профессионального труда можно рассматривать в качестве дифференцирующей компетенции, позволяющей отличать наилучших работников от среднеуспешных (Л. Спенсер, С. Спенсер, 2005). Для научно-обоснованной оценки степени выраженности способности профессионала к эффективной саморегуляции ФС как ресурса профессиональной компетентности целесообразно применение методологии системной диагностики, разработанной на основе положений структурно-интегративного подхода к анализу ФС (Леонова, 1984, 2007). Косвенная оценка эффективности функционирования системы средств саморегуляции может быть сделана на основе анализа данных о ФС как типичном ответе на действие ситуативных факторов. Поэтому в систему диагностических признаков необходимо включить не только сведения об уровне профессиональной успешности и результативности труда, но и данные о многоуровневых проявлениях текущего ФС. Цикл исследований в рамках данной проблематики был открыт серией эмпирических работ, выполненных на нескольких профессиональных контингентах: оперативных работников в правоохранительных органах (Кузнецова, 2007); менеджеров по продажам и проектных менеджеров (Кузнецова, Татарова, 2007); HR-менеджеров (Кузнецова, Ерилова, Титова, 2010); операторов энергосистем (Титова, Кузнецова, 2010). Всего обследовано более 500 специалистов разного уровня профессиональной успешности. Предварительные результаты позволили выявить основную закономерность: высокоуспешными специалистами являются те профессионалы, в систему психологических ресурсов которых включены содержательно разные приемы саморегуляции; адекватный ситуативным требованиям выбор определенных приемов обеспечивает эффективную саморегуляцию состояния и, как следствие, пластичную перестройку программ поведения, соответствующих разным профессиональным ролям. Эффективная саморегуляция ФС в данных профессиях может быть отнесена к категории базовых дифференцирующих компетенций.