ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Литературная деятельность Надежды Александровны Лухмановой (1841-1907), прозаика, драматурга, публициста, лектора, демонстрирует широкий диапазон женского творчества на рубеже XIX-XX веков. Феминистский заряд, свойственный ему в целом, очень по-разному реализовывался в каждом конкретном случае. Яркий пример тому – наследие Н.А. Лухмановой. Современному читателю она знакома прежде всего как автор повести «Двадцать лет назад. Рассказы институтки» (впоследствии публиковавшейся под названием «Девочки»). Известна и ее неординарная биография: выданная замуж за нелюбимого человека, она не побоялась осуждения общества и ушла от мужа, имела несколько гражданских браков, жила в Сибири (написала книгу очерков об этом крае), а в возрасте 64 лет стала военным корреспондентом на русско-японской войне. Помимо художественных работ Лухманова проявила себя как талантливый журналист и лектор. Пик ее публицистической деятельности приходится на 1902-1905 гг. Работая корреспондентом в газетах «Южный край» и «Петербургская газета», она опубликовала большое количество статей, в которых поднимала острые социальные темы, отстаивала собственную точку зрения, зачастую во многом расходящуюся с общепринятой. Многие ее работы были посвящены вопросам женской эмансипации. Например, в таких статьях, как «Русская женщина просыпается», «Свет идет», «Кот», «Пропасть», она описала положение женщин разных социальных слоев и основные проблемы, с которыми им приходилось сталкиваться. В работах «Феминизм в Японии», «Феминизм в Финляндии», «800 жен на выбор» Лухманова проанализировала различные пути решения «женского вопроса», сравнивая иностранный опыт с отечественным. Свои впечатления от участия в русско-японской войне в качестве военного корреспондента и сестры милосердия Лухманова запечатлела в серии статей, материалом которых послужили ее дневниковые записи. Роль женщины на войне так или иначе затрагивалась практически во всех ее работах, посвященных военному времени, но особо выделяются статьи «Доступны ли женщине все карьеры», «Тоже женский вопрос», «Сестра милосердия», «Правда о сестрах» (ответ на статью Ив. Мар. «Женщина в зеркале войны»). Цель создания указанных публицистических работ и чтения лекций – помочь женщинам изменить положение вещей, не утратив каких-то основных, присущих женщине качеств. В глазах прогрессивных современниц-эмансипанток Лухманова выглядела консерватором и ретроградом, отрицающим значение эмансипации. Но сам факт её активной деятельности и эпизоды биографии противоречат данной точке зрения. Писательница выступает не против женской эмансипации, напротив, своими художественными и публицистическими работами она поддерживает женщин в борьбе за свои права, но немного иначе расставляет акценты. Она с сожалением отмечает, что, растерявшись в связи с изменившимися общественными условиями, женщина начинает соперничать с мужчиной, но при этом утрачивает многие присущие ей качества. Именно эти идеи прозвучали в ее работе «Черты общественной жизни», высокую оценку которой дал В.В. Розанов в статье «Женщина перед великою задачей». Розанов писал: «Женщина (и девушка) - стерлась; от нее осталось платье, под которым менее интересный, чем платье, человек. Это так глубоко, до того странно; мы далеки, чтобы выразить отношение свое к этому факту словом "мордочки" (однако - правильным), и находим, что это предмет не насмешки, но скорее рыдания; и оплакиваемое здесь - не женщина только, но вся наша цивилизация. Ибо какова женщина, такова есть или очень скоро станет вся культура» [Розанов В.В.]. Эту же книгу, без малого сто лет спустя, упоминает в своей статье «Chercher la femme» В.Г. Распутин: «Когда-нибудь, будем надеяться, явится женщина-писательница, которая вслед за Лухмановой изнутри болезненно пульсирующей проблемы скажет о происшедших в женщине переменах и назовёт их собственными именами. А пока музыкальное звучание женщины в мире сделалось прерывистым, ее повлекли механические ритмы, «песнь песней» осталось недопетой, переходя постепенно в «плач плачей». И поэтому ищите женщину. Ищите и находите» [Распутин В.Г. С. 137.]. Лухманова фиксирует тот факт, что многие её современницы относятся к эмансипации как к модному явлению, активно участвуют, поддерживают, говорят, но совершенно не желают менять тип поведения и пересматривать своё отношение к жизни. И констатирует, что общество вместо того, чтобы предложить реальную помощь женщине и указать пути самореализации, нагромождает все больше и больше мифов вокруг «женского вопроса». За бесконечными разговорами о необходимости равноправия женщины перестают видеть подлинную цель освобождения и осознавать реальность происходящего. Лухманова призывала изменить ситуацию, и свою точку зрения она каждодневно подтверждала помощью нуждающимся, неустанной работой и собственным творческим поведением